Как известно, лес дает нашей планете одну треть кислорода, без которого невозможна жизнь. Лес защищает почву от эрозии, спасает от гибели водоемы, поставляет нам строительную древесину, сотни разных видов сырья для промышленности. Дичь, ягоды, грибы, мед, ценные лекарственные растения-тоже дары леса. Целебный воздух, пропитанный ароматами смол, и разных трав, дивной красоты пейзажи - это лес.
ЛЕС ДВАДЦАТОГО ВЕКА
В нашем понятии именно лес ассоциируется с первозданной, нетронутой природой, а ведь современные леса мало похожи на первобытные. Причина тому - человек. Вся история развития цивилизации, особенно земледелия, связана с наступлением на природу. Человек в древности выжигал огромные пространства лесов, позже беспощадно вырубал. Напомним только, что еще во времена Киевской Руси Киев-град окружали бескрайние дремучие дебри, «населенные зубрами, дикими быками-турами, и медведями.
В. результате отступления леса резко изменился климат, водный режим почвы, развилась водная, и ветровая эрозия, ухудшились условия жизни уцелевших лесов. Это произошло в течение исторически короткого срока, слишком короткого для того, чтобы складывавшиеся тысячелетиями устойчивые сообщества лесных растений, и животных успели перейти в новые формы, стабильные в изменившихся условиях. Ведь лес - это не группа деревьев, случайно выросших рядом, а сложнейшая система взаимодействия множества элементов - деревьев, подлеска, трав, грибов, животных, и микроорганизмов. Нарушение любого звена этой хитро переплетенной сети ведет к перестройке, а порой, и ломке всей системы.
Поэтому-то так много ослабленных, угнетенных лесов, потерявших способность сопротивляться вредителям, и болезням, поэтому-то уже в течение столетий во многих районах мира леса отступают, несмотря на все усилия их сохранить. И сама хозяйственная деятельность людей, к сожалению, часто мало была похожа на работу рачительного хозяина.
Беспорядочные, хищнические рубки на протяжении столетий ослабили леса, открыли широкое поле деятельности для извечных врагов деревьев - насекомых. Именно человеку обязаны своим процветанием некоторые вредители леса. Личинки майского хруща, например, нуждаются, как в древесных корнях для питания, так, и в солнечном тепле. В давние времена, когда лесной ковер сплошь покрывал север, и среднюю полосу Европы, майский хрущ ютился по полянкам, и на ветровалах. На вырубках, засоренных молодой лиственной порослью, он нашел идеальные условия. Размножившись в чудовищном количестве, хрущ стал массовым вредителем корневой системы деревьев, грозой лесного молодняка.
Брошенные на лесосеках стволы деревьев заселялись вредными жуками короедами, дровосеками, долгоносиками. Насекомых влечет на вырубки солнечное тепло. Найдя богатый запас пищи для потомства, вредители размножаются, и разлетаются по лесу, нападая на живые деревья.
Человек не просто вырубал лес; он уничтожал лучшее, что есть в лесу. На постройку домов, кораблей, и лодок, на разные поделки выбирались ценнейшие древесные породы вроде дуба, липы. К тому же каждая порода лишалась самых лучших представителей, мощных стройных деревьев, дававших могучее потомство, устойчивое к вредителям, и болезням.
В результате менялся состав лесных пород. Восемьдесят - девяносто процентов однообразно серых осинников, и приветливых березняков, которые мы сейчас воспринимаем, как неотъемлемую часть русской природы, - леса вторичные, неустойчивые. Их длительное существование обусловлено деятельностью человека. Осинники, и березняки - леса временные, возникающие после пожаров, и рубок на месте хвойных лесов, и в природе всегда сменяются ими. Последовательная смена пород - один из важнейших законов жизни леса, и только вмешательство человека изменило обычный ход явлений. Появились новые, нестойкие формы лесных сообществ. Взаимосвязи между растениями, и животными в них еще не сложились окончательно, поэтому вспышки массового размножения вредителей могут носить здесь катастрофический характер.
В XIX - XX веках врагами лесов стали дым, и пыль заводов, и фабрик. И опять-таки от этого больше страдают хвойные деревья, ведь они не меняют ежегодно загрязненный зеленый покров свежим. «Задыхающиеся» от промышленной грязи деревья менее устойчивы к нападению насекомых. Воспользовавшись снижением устойчивости дерева, его атакуют полчища вредителей хвои, и ослабляют до такой степени, что дерево уже не может противостоять стволовым вредителям, которые губят его окончательно.
Большой урон наносят лесам пожары, но потери не ограничены только ими. На пожарищах любят селиться майские хрущи, а обожженные деревья - места массового размножения короедов.
А сколько деревьев, обычно самых мощных, изранено буквально, как если бы речь шла о человеке. И след от вбитого гвоздя, и вырезанное перочинным ножичком «Вася 4-Люся» - это широко открытые двери для болезнетворных грибков, и жучков-короедов, угроза жизни дерева.
Не только явное варварство, но, и сознательное вмешательство в жизнь леса с самыми лучшими намерениями подчас оборачиваются вредом.
При несвоевременной или плохо организованной обработке ядохимикатами в равной мере погибают, и вредные насекомые, и их природные враги - хищные, и паразитические насекомые, истребляющие вредителей. Хищников, и паразитов в природе всегда намного меньше, чем вредителей. Поэтому, если даже ядохимикаты наносят относительно равный урон, и тем, и другим, то на следующий год численность вредных насекомых легко восстанавливается, а их враги все еще долго не могут оправиться от последствий обработки.
КУЛЬТУРНЫЙ ЛЕС
Итак, современный лес сильно изменен и, самое главное, ослаблен, поэтому улучшение, сохранение или возобновление леса немыслимы без постоянной заботы так же, как, и существование полей, и садов.
Необходимостью в наши дни стала защита леса от вредителей. Понятие «защита леса», или «лесозащита», - это не просто привычное сочетание слов, а общепринятое обозначение разветвленной системы мер борьбы с вредными насекомыми, и болезнями деревьев. Выяснять роль разных видов вредных, и полезных насекомых, вести непрерывный надзор за их появлением, и изменением численности, организовывать борьбу с вредителями, помогать лесоводам планировать новые леса, устойчивые к вредителям, - все это круг проблем, которыми занимаются в пашей стране многочисленные исследовательские коллективы работников лесозащиты. Леса государственного фонда в СССР распределены между лесничествами, в которых за состоянием лесов постоянно наблюдает целая армия лесников. Меры лесозащиты планируют в государственном масштабе, они есть часть общего народнохозяйственного плана.
Лес с его разнообразием растительных, и животных форм - система гораздо более сложная, чем поле или сад. Число факторов, которое нужно учитывать при воздействии на лес, огромно. Каждая порода подвержена нападению многих видов вредителей. Только в горных лесах северо-восточного Алтая на пихте кормится 51 вид вредителей, на кедре - 40, на ели - 35. В это число входят только вредители стволов, а ведь насекомые нападают, и на корни, хвою, побеги, шишки. Когда подсчитали, например, общее количество вредных видов на дубе (в Европейской части СССР), оказалось, что их более 300!
Никакие обработки ядохимикатами не избавят лес от нашествия сотен, и сотен видов вредных насекомых, если сам лес не может им противостоять. Поэтому главную роль в защите леса играет то, что называют лесохозяйственными мероприятиями.
Ответственная задача - планирование будущего леса. Всегда нужно учитывать характер почвы, климата, и микроклимата, состав местных вредителей, и их способность переходить с одной породы на другую, особенности поведения каждого из них в данной местности.
Это задача сложная, и не удивительно, что верное решение не всегда принимается сразу. В последние годы в степных полезащитных, и придорожных полосах широко применялся вяз мелколистный. Степные посадки вяза недавно изучались известным специалистом в области защиты леса профессором А. И. Воронцовым. Исследования показали нецелесообразность разведения вяза в степи, так, как эта порода болезненно реагирует на недостаток влаги, обычный в степной зоне. Ослабленные вязы поражаются вредителями, и болезнями, и усыхают.
Лес должен быть составлен не из одной породы, а из нескольких. Леса с большим набором пород устойчивее, чем сплошные сосняки или ельники. В лесу, где господствует одна порода, вспышки размножения вредителя-монофага (то есть вида, питающегося только на одном растении) разгораются, как пожар, особенно если деревья в лесу примерно одного возраста.
Только в самые последние годы начались опыты по селекции лесных пород, то есть отбору для питомников, и посадок семян от самых устойчивых деревьев. Но дерево растет несколько десятков лет, практических результатов еще нет, но в перспективности лесной селекции вряд ли можно сомневаться.
В сельском хозяйстве издавна выводят гибридные сорта, устойчивые против вредителей. Гибридизацией начали заниматься, и лесоводы, сейчас широко проводятся опыты.
Самое главное, самое ответственное, и трудоемкое - хорошее содержание леса. Трудность в том, что лесохозяйственные работы должны проводиться постоянно, и своевременно в течение многих лет, иначе они будут* бесполезны. Нужно регулярно удалять погибшие, ослабленные, наконец, просто старые деревья, потерявшие способность сопротивляться нападению вредителей.
Лесоведение - старая наука, мудрая. Давно уже подмечено, при, каких сочетаниях пород деревья растут лучше всего, более устойчивы к нападению вредителей. К сожалению, в природе, особенно измененной деятельностью человека, оптимальное соотношение пород часто нарушается. Восстанавливать его должен топор лесника. Тот же топор прорубает непролазные заросли, открывая лучшим деревьям доступ к свету. Эти работы называются рубками ухода.
В каждом учебнике лесоводства, в каждой инструкции непременно найдется обширный раздел о культуре рубок. Тяжелые последствия варварских рубок прошлого многому научили лесоводов.
Инструкциями предусмотрена масса правил и ограничений, подчиненных единой цели - не допустить превращения мест вырубок в очаги вредителей.
При культурной рубке падающие или вывозимые из леса стволы не задевают другие деревья, на лесосеках не остается излюбленных вредителями сваленных стволов, а края лесосек старательно спрямляются. Последнее вызвано тем, что насекомые-вредители теплолюбивы, и светолюбивы. Даже если рубка проведена аккуратно, тепло все равно привлечет вредителей на края лесосеки, поэтому, по возможности, надо сократить ее периметр.
Правильное, научно обоснованное ведение лесного хозяйства позволяет резко уменьшить затраты на истребление вредителей. К сожалению, осуществление всего комплекса лесохозяйственных мероприятий пока возможно далеко не везде. Поэтому приходится прибегать к истребительным методам борьбы, и в первую очередь к применению ядохимикатов.
Химический метод борьбы с вредителями леса критиковали много; предлагалось изъять его из системы защиты. Предложение заманчивое, но в настоящее время принять его нельзя. Пока только химия позволяет в короткий срок подавить очаг вредителя на большой площади. Но именно эта наглядная эффективность, и минимальные затраты средств на применение химических веществ привели к чрезмерному увлечению этим методом.
ВРАГИ НАШИХ
ВРАГОВ
Большие надежды возлагают на биологический метод борьбы с вредителями. В сельском хозяйстве он применяется широко, в лесном - далеко еще не достаточно. Причина - в сложности, и многообразии взаимоотношений организмов в лесу. До сих пор не познаны полностью, и не нашли точного математического выражения закономерности, управляющие нарастанием, и спадом численности растительноядных насекомых. Прогнозировать изменение численности хищника, и жертвы, паразита, и хозяина в их взаимодействии трудно, особенно если речь идет о системе взаимоотношений не двух, а многих видов сразу. Как правило, паразит или хищник нападает не на один, а на несколько видов растительноядных насекомых, причем трудно предсказать, предпочтет ли он опасного вредителя или перейдет на питание другими видами, не имеющими хозяйственного значения. Обычно один вид паразита или хищника не в состоянии полностью подавить вредителя, поэтому ставка делается на несколько видов сразу. Между ними могут возникнуть достаточно сложные отношения, иногда конкурентного характера.
Одно из направлений биометода - применение микроорганизмов, вызывающих болезни насекомых. Доктор биологических наук Е. В. Талалаев нашел у гусениц сибирского шелкопряда смертельную болезнь, вызываемую бациллами, развивающимися в крови. Из погибших гусениц выделили препарат - дендробациллин. Уже несколько лет его производят в промышленном масштабе, и распыляют с самолетов, и вертолетов. Эффект очевиден, но гибель насекомых пока ниже, чем при использовании ядохимикатов.
Сейчас создано несколько типов бактериальных препаратов. И главная задача - повысить их эффективность. Недавно в Московском лесотехническом институте проводились испытания трех видов бактериальных препаратов против одного из вредителей - гусеницы бабочки зеленой дубовой листовертки. Через неделю после опыления экспериментальных участков препаратами свыше 90 процентов гусениц погибло. Планируется уничтожение листовертки на больших площадях.
Использование вирусов началось совсем недавно, но, и здесь уже достигнуты успехи в борьбе с непарным шелкопрядом, и с массовым вредителем сосны - рыжим сосновым пилильщиком.
Другое направление - использование против вредителей хищных, и паразитических насекомых (энтомофагов). Природные враги вредителей находятся в устойчивом лесу постоянно, и уничтожают вредителей, как во время вспышек, так, и в периоды малой их численности. Последнее очень важно. Хищники, и паразиты не позволяют вредителю выйти из состояния депрессии, и вероятность возникновения вспышки уменьшается. Использование ядохимикатов в периоды депрессии вредителей нерентабельно, и даже опасно для леса.
В борьбе против вредителей на первый план ставится применение местных энтомофагов. Прежде всего надо выявить состав насекомых, нападающих на вредителей. Это нелегкая задача, для выполнения которой необходимо привлекать специалистов-систематиков. Только они могут безошибочно определить вид насекомого. Так, до недавнего времени существовали самые разные мнения о значении мушек-лонхенд в истреблении короедов. Споры шли вроде бы об одном, и том же виде. Некоторые исследователи считали мушек серьезнейшими врагами короедов, другие полностью отрицали их значение. Противоречия во мнениях объяснялись тем, что под одними, и теми же видовыми названиями у разных авторов упоминались разные виды, как обитающие только в ходах короедов, и уничтожающие их, так, и виды, питающиеся отходами пищи короедов или вообще не связанные с этими жуками. Лишь помощь специалистов по определению насекомых помогла установить истину.
В сохранении полезных насекомых, и увеличении их числа ведущую роль играют лесохозяйственные мероприятия. Вот несколько примеров. У многих паразитических мух, и наездников истребляют вредителей только личинки, а взрослые насекомые питаются нектаром цветов. Поэтому очень важно сохранение в лесу травяного покрова. Исследования Е. А. Смирнова в Воронежской области показали, что сокращение выпаса в лесу скота, съедающего, и вытаптывающего траву, способствовало резкому росту численности трихограмм - мельчайших наездников, паразитов яиц вредных бабочек. Очень полезно для этих же целей ограничение покосов на лесных полянах.
Уже говорилось о необходимости удаления из леса сухостоя. Но, видимо, из этого правила должны быть исключения. Грузинские энтомологи, изучающие биологию большого елового лубоеда, считают, что отдельные сухие ели, и пни надо сохранять. Массовые поселения лубоеда на таких деревьях подвергаются интенсивному нападению полезных насекомых, которых привлекает, как обилие пищи, так, и отсутствие опасной для мелких насекомых смолы. Размножившись на сухостое, они переселяются на соседние деревья.
Старейшее, но по-прежнему важное направление биометода - охрана, и привлечение насекомоядных птиц. Их огромное значение в подавлении вредных насекомых общеизвестно. О роли насекомоядных зверей, напротив, часто забывают, хотя некоторые из них летучие мыши, землеройки, ежи, кроты, и барсуки - активные помощники человека в защите леса.
КОНЕЧНАЯ
ЗАДАЧА
Надежда, что со временем лесохозяйственный, и биологический методы полностью вытеснят химический, обоснованна. Но это время наступит нескоро. Пока теория, и методы биологической защиты разработаны недостаточно к нет возможности для соблюдения полного комплекса лесохозяйственных мероприятий на всей бескрайней территории наших лесов, нужно идти по пути сочетания приемов биологического, и химического методов. Такое сочетание, известное под названием интегрированного метода, - последнее слово теории защиты леса.
Это скорее не новый метод, а принципиально новый подход к проблемам лесозащиты. При интегрированной борьбе с вредителями химические обработки планируются так, чтобы воздействие ядохимикатов на полезные организмы сводилось к минимуму.
Можно применять ядохимикаты с кратковременным действием, которые разлагаются через несколько дней или даже часов после обработки. Самые широкие возможности открывает поиск инсектицидов избирательного действия, поражающих только определенные виды, и безвредных для всех остальных. Работы в этом направлении ведутся уже несколько лет, и к настоящему времени защита леса имеет на вооружении несколько типов препаратов, почти безвредных для полезных насекомых, но губительных для вредителей.
Остроумным способом интегрированной борьбы с вредителями является одновременное применение малых концентраций инсектицида, и микроорганизмов. При этом, и вредители, и полезные насекомые от действия яда не гибнут, а только временно слабеют. На ослабленный организм вредителя нападают микроорганизмы, действующие избирательно, и безвредные для полезных насекомых. Вредители не могут сопротивляться инфекции, и погибают.
Каждый год появляются новые, все более эффективные методы лесозащиты. Все их перечислить невозможно. Нельзя надеяться, что появится, какой-нибудь один новый метод, который даст возможность снизить ущерб от всех вредителей до такой степени, что дальнейшая борьба с ними потеряет смысл. Решение этой конечной задачи лесозащиты может быть осуществлено только глубоко продуманным сочетанием всех методов с хорошо организованным надзором за появлением, и размножением вредных насекомых

