№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ДИСКОТЕКА, БИБЛИОТЕКА ИЛИ ИНТЕРНЕТ-КАФЕ?

А. ДУБРОВСКИЙ.

ПОСЛЕ УРОКОВ В ЛАБОРАТОРИЮ… И К ДИСПЛЕЮ

Участники программы 'Шаг в будущее' защищают свои работы в беседах с членами жюри.
Во время церемонии награждения. Победители конкурса (слева направо): В. Паукаев, В. Несмелов, И. Дзева, Н. Пашковская, М. Шевченко.
Все 140 участников олимпиады находились в равных условиях, получив в свое распоряжение совершенно одинаковые компьютеры.

Ежегодно в Москве и других городах России проводятся олимпиады школьников, в том числе по информатике. Это соревнование среди прочих стоит особняком - ведь его участникам недостаточно стола, тетрадки и ручки - им требуется еще и техника, а используемые компьютеры должны по возможности быть идентичными. Организаторы Московской олимпиады, в число которых входят Департамент образования Москвы, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова, Московский центр непрерывного математического образования, смогли решить эту непростую задачу. Им помогла компьютерная фирма "НИКС", предоставившая оргкомитету необходимые помещения и оборудование. В конференц-зале на время олимпиады установили полторы сотни компьютеров-близнецов с совершенно одинаковыми параметрами.

Участники могут работать по своему выбору практически на любом языке программирования (большинство все же предпочитают Паскаль и Си). А вот тренироваться в отладке программ им приходится либо на домашних, либо на школьных компьютерах. Популярные ныне интернет-кафе такой возможности предоставить не могут, поскольку там нужного программного обеспечения нет.

Олимпиада по информатике необычна и своей открытостью. В финале участвуют не только победители школьных олимпиад, но и все желающие - для этого нужно решить задачи заочного тура, выложенные в Интернет. Члены оргкомитета объясняют такую "демократичность" несовершенством учебного процесса в школах. Бывает, ученик хорошо разбирается в программировании, а, скажем, об устройстве компьютера, его архитектуре знать ничего не хочет. И не знает. А преподаватель в виде наказания за нерадивость не допускает его к соревнованию в школе. В этом году примерно половину участников финального тура выбрали из 600 таких "односторонних специалистов", которые показали лучшие результаты в заочном соревновании.

Получив условие задачи, лежащей на стыке программирования и математики, участник должен сначала придумать алгоритм решения. Чем он будет удачней, тем меньше времени займет у компьютера работа программы и тем меньше объема памяти потребуется. (Кстати, в командных соревнованиях по программированию в команду, как правило, берут человека, специализирующегося на составлении алгоритмов.) Затем надо написать программу, отладить ее на своей машине и послать по сети на проверяющий компьютер с набором специальных тестов. В нем программа проверяется на входные условия, которые должен был учесть программист. Чем больше тестов пройдет программа, тем, значит, она более грамотно составлена. В качестве простого примера такого теста можно рассмотреть задачу подсчета выручки в кафе или магазине. При составлении программы "олимпиец" может не учесть, что оплату производят не целыми рублями, а рублями с копейками, и соответствующего теста программа не пройдет. Тестовые программы готовят члены жюри, среди которых много участников прошлогодних олимпиад. И основная работа ложится на жюри не после окончания соревнований, а до их начала.

Из победителей региональных соревнований отбирают участников Всероссийской олимпиады. И здесь у представителей обеих столиц есть претензии к Министерству образования и науки РФ. По приказу этого ведомства число членов команды пропорционально количеству школьников в соответствующем регионе. В федеральных округах, где много сельских школ, в которых даже компьютеров не хватает, комплектуют большие, но недостаточно ровные и сильные команды. Шанса противостоять им не лишена сборная одного лицея с углубленным изучением информатики.

Проводя олимпиады, их организаторы постоянно придумывают способы повысить уровень преподавания информатики в школах. Так, награды получают не только школьники, но и учителя, воспитанники которых показали высокие результаты. Поощрение может получить и школа в виде специального гранта. И усилия оргкомитета уже приносят плоды. За последние годы интерес к олимпиаде среди московских учителей заметно вырос. Соответственно растет и уровень подготовки учащихся.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее