Испокон веков люди использовали для плетения различные растительные материалы: бересту, лыко, лозу, рогоз, солому. Плели много нужных для дома вещей — циновки, корзинки, мебель, подставки, подносы, вазы, сумки, шляпы… Но не об этих традиционных предметах быта мне хочется рассказать.
Как-то на международной выставке «Цветы», проводимой ежегодно в одном из павильонов Всероссийского выставочного центра в Москве, на стенде клуба «Природа и творчество» я увидел два сказочных букета в высоких плетеных вазах. В отличие от всех прочих цветов, которые стелились ковром, свисали гирляндами или красовались в оригинальных композициях, поразившие меня букеты не источали ароматов, не поражали яркостью красок, но были на диво хороши. В них выделялись ослепительно белые лилии и ирисы, контрастирующие с темно-бурыми початками и зелеными листьями рогоза. На бутоне лилии сидела стрекоза с большими круглыми глазами. Рядом с вазами подпись: «Григоренко Людмила Георгиевна. Выставочные букеты. Лозоплетение». Что вазы из лозы, не вызывало сомнений. Однако цветы ничем не напоминали лозу. Лишь при ближайшем рассмотрении увидел, что они, словно объемное кружево, сплетены из тонких белых волокон.
Мне удалось познакомиться с Людмилой Георгиевной и с пристрастием расспросить ее о технике изготовления этой красоты. Оказывается, прежде всего, нужно уметь выбрать лозу. В России — около 100 видов ивы. Всем известная плакучая ива, хотя и гибкая, плетения не держит: ее прутья становятся хрупкими и быстро ломаются. Прутовидная больше всего подходит для изготовления корзин, а вот пурпурная годится для тонкого плетения.
Заготавливают лозу поздней осенью или ранней весной, когда деревья спят. Сняв с прутьев кору, их расщепляют на полоски. Полоски превращают в тонкие ленточки, соскабливая (а не срезая!) свежую увлажненную древесину ножом на ровной гладкой поверхности, например на стекле. Ленточки-заготовки ослепительно белые, упругие, слегка вьющиеся, мягкие, тонкие и шелковистые. Я измерил их толщину микрометром, и оказалось, что она 0,1—0,15 мм. Ширина — около 2 мм, а длина — примерно 30 см. Оставшаяся нетронутой внешняя сторона лозы совершенно гладкая от природы, она-то и придает цветам блеск. Эту блестящую поверхность при плетении всегда располагают на той стороне лепестка, которая будет обращена к зрителю.
Изготовление простого цветка занимает несколько часов, сложного — весь день. Чтобы плетеный цветок выглядел как настоящий, желательно иметь под рукой в качестве образца живой экземпляр.
На рис. 1—4 показана очередность операций при изготовлении цветка ириса. Он состоит из двух ярусов лепестков. Каждый ярус изготавливают отдельно. Технология следующая. Пробку диаметром не более 10 мм со сквозным отверстием в середине закрепляют на подставке со штырьком. Снизу на пробку надевают эластичное резиновое колечко (рис. 1). Под него засовывают 21 тонкий, диаметром не более 1 мм, прутик из лозы, по семь на каждый лепесток. Первый и седьмой прутики, образующие контур лепестка, круглого сечения, остальные — плоские. Сначала оплетают все прутики вместе на высоту примерно 10 рядов. Плетение плоское, через один — под один (рис. 2). Затем прутики разделяют на три группы и по очереди плетут каждый лепесток. Удобнее плести, когда между прутиками одинаковое расстояние. Для расширения лепестка к центральному прутику добавляют новые, более короткие (рис. 3). Плетут предварительно увлажненной ленточкой лозы. Вроде все просто. Нижний ярус из трех лепестков выполняют на другой пробке аналогично верхнему. Следующая операция — придание лепесткам нужного изгиба. Для этого каждый лепесток увлажняют. Затем из лепестков нижнего яруса вынимают пробку и вставляют верхний ярус вместе с пробкой (рис. 4). Чтобы потом нежное плетение не сползало и не деформировалось, весь цветок пропитывают жидким клеем ПВА, используя кисточку. На нижние лепестки наклеивают «язычок» — узкую желтую ленточку лозы. Снятый с подставки цветок насаживают на прут (не зря делали отверстие в пробке) и покрывают бесцветным лаком, чтобы защитить от пыли.
Для лилии плетут шесть лепестков, каждый на семи (или пяти) прутиках. Так как лепестки не сильно расширяются, добавлять новые прутики к центральному не имеет смысла. Принцип плетения вначале тот же, что и у ириса, в конце прутики сближают. В отверстие пробки вставляют тычинки и пестик и надевают лилию на прутик. Длинные узкие листья сделать совсем не сложно.
Описания подобных работ в книжках вы не найдете. Людмила Георгиевна, освоившая разные виды плетения из лозы, старалась создать что-то новое, непривычное и изящное. Это ей удалось.
О лозоплетении в журнале «Наука и жизнь»:
Иванова Т. Кружево из лозы. — 1975, № 8.
Карзина О. Плетеные украшения. — 2005, № 12.
Онегов А. Корзина из прутьев. — 1975, № 8.
Сметанина Л. Кукольная мебель из лозы. — 2002, № 9.
Таболин В. Плетение из лозы. — 1989, № 1.
Таболин В. Хлебница, ваза и «кошкин дом». — 1990, № 3.