№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

АВТОМОБИЛЬ - НЕ НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
'Кенгурятники', навесные запаски и прочие 'прибамбасы' ухудшают аэродинамику автомобиля.
Наука и жизнь // Иллюстрации

Перечень электрооборудования автомобилей, которые выпускали всего лет десять - пятнадцать назад, был не слишком длинным: осветительные приборы, простая контактная или не слишком сложная бесконтантная система зажигания, вентилятор отопителя да радиоприемник. В современных машинах схема электрооборудования существенно усложнилась. К ней добавились электронные приборы управления двигателем, подвеской, тормозами и множество сервисных систем: противоугонная, охранная, обогрева, регулировки сидений, контроль климата, разнообразных узлов и агрегатов и многие другие. С каждой новой моделью электрические схемы автомобилей усложняются и нагрузка на них увеличивается. Однако нельзя забывать, что мощность источников электроэнергии в машине не безгранична.

В любом современном автомобиле источниками электроэнергии служат аккумулятор и генератор. Аккумулятор работает, как правило, только в момент запуска двигателя, при включенных фарах головного освещения и звуковом сигнале. Все остальные потребители электроэнергии получают ее от генератора при работающем двигателе. Максимальная мощность автомобильных генераторов сравнительно невелика. Например, самый распространенный генератор Г-222 (такие стоят на многих моделях "Жигулей") при 5000 об/мин выдает не более 600 Вт, генератор "Москвича" (его обозначение - 581.3701) несколько мощнее - чуть более 700 Вт, импортный генератор "Искра" (их устанавливают на ВАЗ-2108 и модификации этой модели) еще более мощный - 800 Вт.

Если включить все электроприборы, которые могут работать в машине одновременно, мощности генератора не хватит (см. таблицу). В такой ситуации в большинстве автомобилей автоматически начинает действовать аккумулятор. Конечно, все электроприборы редко работают одновременно, но потребление на уровне 700-800 Вт вполне реально практически в любой ночной поездке.

Между тем встречаются автовладельцы, которым мало штатных осветительных и других электроприборов. Они украшают машину гирляндами дополнительных фар, фонарей и фонариков, забывая о возможностях автомобильных источников электропитания и Правилах дорожного движения, где записано, что на автомобиль можно ставить не более двух дополнительных фар и то в определенных зонах.

Но, как говорят, разрешено все то, что не запрещено. И автовладельцы проявляют недюженную фантазию. Начнем с того, что почти все устанавливают в машине "музыку", а современный автомобильный музыкальный центр потребляет 150-200 Вт. Второе - это фары. Есть любители, которые не могут обойтись без мощных дополнительных фар. Их ставят и на бампер, и на специально закрепленную на крыше металлическую дугу. На нее ухитряются навесить до шести, а иногда и до восьми обычных и противотуманных фар с лампами по 100 Вт каждая. Такое сооружение называют "люстрой". Однако, чтобы "пробить" туман, фары нужно устанавливать как можно ниже (ближе к дороге), а вовсе не на крышу.

Дополнительные приборы потребляют до киловатта электроэнергии. Причем если включить их в электричес кую схему так, что нагрузка будет ложиться не на аккумулятор, а на генератор, то он долго не протянет.

Кроме нагрузки на генератор "люстры" существенно ухудшают аэродинамические качества автомобиля. Из-за этого довольно значительно повышается расход топлива. Так, если установить "люстру" на обычную "Ниву", расход бензина при движении по магистрали со скоростью 90 км/ч увеличится более чем на 1 л на 100 км пробега. Дополнительные металлические защитные каркасы на переднем бампере, так называемые "кенгурятники", - это еще около 0,5 л бензина. Столько же "съедает" запаска, подвешенная снаружи.

Этот расчет касается в основном внедорожников. Но часто всякого рода "навесное оборудование" встречается и на прочих легковых машинах. Так называемые прибамбасы - это, прежде всего, антикрыло сзади на багажнике и спойлер впереди, "мухоотбойник" на капоте, пластиковые накладки на колесных арках, дверях, порогах. Попробуем разобраться, есть ли от них хоть какой-нибудь толк, кроме удовлетворения желания автовладельца покрасоваться?

Сначала поговорим о передних спойлерах и задних антикрыльях. Эти устройства в обязательном порядке ставят на гоночные автомобили. В шоссейно-кольцевых гонках без них не обойтись - аэродинамические приспособления увеличивают силу, прижимающую автомобиль к дороге. Даже незначительное изменение их формы и углов установки может привести к потере управляемости машины. Однако все эти устройства эффективно работают только на скоростях свыше 120 км/ч, значит, они практически бесполезны на наших дорогах, где разогнаться до такой скорости просто невозможно, не говоря уже о том, что это запрещено Правилами дорожного движения. Кроме того, передний спойлер, опущенный слишком низко, задевает за неровности дороги. Он может оторваться или сломаться. Но это еще полбеды. Хуже то, что крепление оторвавшегося спойлера может повредить детали кузова машины.

Впрочем, если установить заднее антикрыло на обычный легковой автомобиль, оно все же выполняет некоторую положительную функцию. Эти приспособления (увы, далеко не все), формируют воздушный поток таким образом, что заднее стекло меньше забрызгивается, правда, только на машинах с кузовом "хэтч-бек". Из отечественных машин - это модели ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, а также украинская "Таврия".

Нестандартные навесные приспособления представляют некоторую опасность при аварии или наезде. Если вы заденете ими пешехода, то наличие "лишних" деталей может быть поставлено вам в вину.

Сейчас в моду вошли "мухоотбойники" - пластмассовые или матерчатые чехлы, закрывающие переднюю кромку капота от камешков, песка и насекомых. Два специальных валика на задней кромке такого чехла направляют воздушный поток вместе с комарами и мухами выше лобового стекла. Так, по крайней мере, говорят производители. На практике мошкары на стекло попадает ненамного меньше, но под чехлом царапается и стирается краска капота.

Не стоит заниматься украшательством салона и стекол автомобиля. Многочисленные надписи, брелки, игрушки на пружинках и тому подобные лишние мелочи ухудшают обзор и отвлекают водителя от дороги.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Автосалон»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее