БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ИЮЛЬ 2006 №7

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Economist" и "New Scientist" (Англия), "Geo" и "DVI-Nachrichten" (Германия), "Technology Review" (США), "Ciel et Espaсe", "Le Journal du CNRS", "Recherche", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также информация из Интернета и от агентств печати.

НЕРАВНОМЕРНЫЕ ПУЛЬСАРЫ

Клетка дает задний ход.
Часы на кремнии, но не электронные.
Записано на ногтях.
Так разбирают самолеты.
Путеводитель по звездному небу.
Кто отметился в пещере?
Автоматы сортируют мусор.
Кровеносные сосуды из кожи.

Пульсары - нейтронные звезды с сильным магнитным полем, регулярно, через определенные промежутки времени испускающие вспышки радиоизлучения, - открыты почти 40 лет назад. Точность повторения радиоимпульсов такова, что по ним можно проверять атомные часы. Но международная группа астрономов, работающая на большом радиотелескопе в Австралии, открыла недавно 11 нейтронных звезд, выдающих в эфир радиосигналы продолжительностью 2-30 миллисекунд с совершенно беспорядочной периодичностью. Пауза между импульсами одной и той же звезды может длиться от четырех минут до трех часов. Причины такого поведения нового типа пульсаров неясны.

Заметим, что сигналы первого открытого пульсара из-за их точной повторяемости сначала были приняты за сигналы другой цивилизации. Может быть, беспорядочная периодичность - более верный признак разумности сигнала?

РИМ СТАЛ СТАРШЕ

Археологи давно сомневались в точности легендарной даты основания Рима. Традиционная версия говорит, что город основал на пустом месте Ромул в 753 году до н. э. Недавно под руинами древнеримского форума обнаружено захоронение возрастом около трех тысяч лет, то есть примерно на 250 лет старше традиционной даты. В могиле найдены погребальная урна и несколько ваз. Видимо, форум был заложен на месте значительно более древнего некрополя.

ОЗЕРО ЧАД УСОХЛО

Австралийские геологи утверждают, что всего 6000 лет назад африканское озеро Чад по размерам могло бы соперничать с современным Каспийским морем. На снимках, полученных с искусственного спутника, исследователи из университета Мельбурна увидели песчаный вал общей длиной более 2300 километров по периметру озера, но далеко отстоящий от теперешнего уреза воды. Это древний берег Чада. Из-за изменения климата Африки озеро постепенно высохло, и ныне его поверхность составляет всего один процент от прежней, а средняя глубина уменьшилась со 160 до 10 метров.

КЛЕТКА ДАЕТ ЗАДНИЙ ХОД

Американские биологи из Фонда медицинских исследований заставили клетку шпорцевой лягушки пустить вспять процесс деления. Клетка, уже почти разделившаяся на две, как бы "передумывает", и обе половинки снова сливаются (см. фото). Так же ведут себя и хромосомы, уже выстроившиеся для распределения по двум будущим клеткам. Они снова возвращаются в единое ядро.

Этот результат достигнут путем направленного воздействия на два белка, управляющие делением клетки. В дальнейшем способ остановки деления клеток может пригодиться при лечении рака.

АСФАЛЬТ ОЧИЩАЕТ ВОЗДУХ

Итальянская фирма "Италсементи" после десяти лет научных исследований разработала дорожное покрытие, очищающее воздух от автомобильных выхлопных газов. Это асфальт с добавкой наночастиц двуокиси титана. Под действием солнечных лучей химически активная добавка превращает несгоревшие углеводороды, угарный газ, окислы азота и серы в воду, углекислый газ и твердые соли. Опыты, проведенные в герметичной камере, показали, что титановый асфальт, освещаемый лампами дневного света, за 400 минут разлагает 99,5% окислов азота. Остальные вредные газы при освещении дорожного покрытия солнечным светом (эти опыты проводились в естественных условиях, на дороге) разлагаются на 75%. Рассчитано, что, если покрыть новым асфальтом всего 15% улиц и площадей большого города, воздух в нем станет вдвое чище.

Пока произведено 900 тонн титанового асфальта. Намечаются его поставки в 18 стран, включая Францию, Индию и Китай.

ЧАСЫ НА КРЕМНИИ, НО НЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ

Кремниевые микросхемы применяются в электронных цифровых часах, да и само их пульсирующее "сердце" - кварцевый кристалл представляет собой двуокись кремния. А недавно известная швейцарская фирма "Патек Филипп" нашла применение кремнию в наручных механических часах высокого класса.

Методом фотолитографии, который используется при изготовлении микросхем, швейцарские часовые мастера вырезают из кремниевой пластинки толщиной чуть более десятой доли миллиметра тончайшую спираль (см. фото). Она заменила в часах последней модели стальной волосок баланса. В отличие от стали кремний немагнитен, поэтому новые часы не боятся магнитных полей. Материал нечувствителен и к переменам температуры. Но главное - кремниевая спираль сокращается и расправляется гораздо более равномерно, чем стальная, что позволило повысить точность хода.

Первая партия из нескольких десятков часов на кремнии ценой по 20 тысяч долларов поступила в продажу в Базеле весной 2006 года.

КОНДИТЕРСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

В Бирмингемском университете (Англия) вывели штамм бактерий, которые, поглощая сахар, производят водород. Поместив эти бактерии в специальный реактор, их кормили разбавленными сладкими отходами от производства карамели и нуги с ближайшей кондитерской фабрики. Полученный водород направляли в топливный элемент, дававший электроэнергию, достаточную для вращения небольшого вентилятора.

КСЕНОН - СПАСИТЕЛЬ НЕРВНЫХ КЛЕТОК

Когда в результате инсульта перекрывается доступ кислорода к нервным клеткам, они начинают отмирать, включается биохимическая программа "самоубийства" клеток.

Как обнаружили немецкие медики, в течение четырех часов после инсульта вдыхание благородного газа ксенона спасает умирающие клетки. Ксенон прекращает работу ферментов, расщепляющих белок нейронов. Дышать воздухом с примесью ксенона надо около часа.

Ксенон в смеси с кислородом иногда применяется в качестве наркоза при операциях. Это идеальное решение, так как благородный газ не обладает запахом, экологически чист и не вредит организму. Но он примерно в десять раз дороже обычного наркоза.

ЗАПИСАНО НА НОГТЯХ

Древние римляне применяли для передачи секретных посланий такой трюк: голову раба брили, на коже писали текст и давали волосам отрасти, после чего раба посылали к адресату. Так как римские рабы не имели привычки мыть голову, получатель опять брил секретоносителя (который сам не знал содержания письма) и прочитывал написанное.

Нечто подобное предлагают японские физики из университета острова Тогусима. Они записывают импульсным лазером до 800 килобайт информации (это объем брошюры страниц в 150) на ногте человека, заполняя ноготь точками диаметром 3,1 микрометра с промежутками между рядами точек 5 микрометров. Надпись практически не видна, особенно если покрыть ноготь лаком. Для чтения лак надо смыть и сунуть палец под флуоресцентный микроскоп.

ОКНО КАК САБВУФЕР

Сабвуфер (низкочастотный динамик) акустической системы автомобиля обычно размещают у заднего стекла или в багажнике. Шведские инженеры фирмы "А2 Акустикс" под руководством Урбана Эмборга, работая над снижением уровня шумов в салоне автомобиля, случайно обнаружили, что заднее стекло может служить прекрасной мембраной для излучения звуков низкой частоты. По нижней стороне стекла монтируются пьезоэлементы, связанные с аудиосистемой. "Предварительные исследования показали, - говорит Эмборг, - что на очень низких частотах стекло меньше искажает звук, чем самые лучшие современные сабвуферы". Кроме того, новая система облегчит сборку автомобиля, так как взамен отдельного монтажа сабвуфера можно будет просто вставлять на место заранее собранный узел - стекло с пьезоэлементами. Сейчас готовится серийное производство новинки, так что случайное открытие оказалось вполне серьезным.

ТАК РАЗБИРАЮТ САМОЛЕТЫ

Первый европейский полигон для демонтажа списанных авиалайнеров начал работу близ французского города Шатору. На площади полтора гектара одновременно можно демонтировать два больших самолета. Работа над каждым, включая безопасное удаление остатков горючего, смазочных масел, фреона или других охлаждающих агентов из системы кондиционирования, занимает две недели. Металлы, составляющие до 63% веса самолета, в основном алюминий, идут на переплавку.

После "боингов" 60-70-х годов прошлого века из эксплуатации выводятся европейские "аэробусы", построенные в 80-х годах. В предстоящие три года в мире будет списано 500-600 авиалайнеров, из них в Европе - около сотни.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЗВЕЗДНОМУ НЕБУ

Небольшой, размером с видеокамеру, прибор, выпущенный американской фирмой "Селестрон", способен во многом заменить планетарий.

Стоит навести "Старскаут" (это название устройства переводится как "звездный разведчик") на яркое светило - и на дисплее появится название объекта. В память "Старскаута" заложены координаты более 6000 звезд и планет, включая двойные и переменные звезды, 88 созвездий и 100 объектов дальнего космоса - галактик, туманностей и звездных скоплений. Подключив устройство к компьютеру, можно ввести в него координаты дополнительных объектов, например недавно появившихся комет. Чтобы определить, что именно видно в данный момент в окуляре, прибор использует датчики магнитного поля Земли и направления силы тяжести и связывается с навигационными спутниками. О двух сотнях самых популярных небесных тел "Старскаут" способен прочитать через наушники целую лекцию. Устройство можно использовать и для поиска интересующих вас светил - клавиатура позволяет ввести в него название звезды или планеты, после чего светящиеся стрелки, появляющиеся в поле зрения, приведут вас прямо к нужному объекту.

ЖАБЫ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮТ НА ГЛАЗАХ

Ядовитые жабы-ага, они же тростниковые, чрезвычайно быстро распространяются по Австралии. Возможно, это происходит благодаря тому, что в процессе эволюции, занявшем всего несколько десятков лет, лапы у жаб стали длиннее.

Жабы завезены в Австралию с Гавайских островов в 1935 году. Предполагалось, что они помогут бороться с насекомыми-вредителями на плантациях сахарного тростника. Но вскоре жабы сами стали вредителями. Ядовитое вещество буфотоксин, которое вырабатывают эти земноводные, делает их неуязвимыми для любых хищников. Жабы уже захватили примерно треть территории австралийского континента. С 1940-х по 1960-е годы они распространялись со скоростью примерно 9,7 километра в год, а теперь - 48,3 километра. Чтобы выяснить, с чем связано такое ускорение, ученые исследовали тех жаб, которые появляются на новой территории первыми. Оказалось, что у "авангарда" длина лапок составляет 45% длины тела, тогда как у отстающих - не более 40%. Возможно, со временем этот один вид разделится на два - с короткими и длинными задними ногами.

КТО ОТМЕТИЛСЯ В ПЕЩЕРЕ?

На стенах пещер, в которых бывали доисторические люди, нередко можно найти отпечатки их ладоней, сделанные с помощью природной охры. Трудно сказать, был ли это какой-то религиозный ритуал или посетители пещеры, еще не умея написать "Киса и Ося были тут", просто хотели оставить на стене память о себе.

Используя тот факт, что у женщин указательный палец, как правило, длиннее безымянного, а у мужчин - наоборот, французские археологи и компьютерщики создали программу, определяющую пол человека, оставившего отпечаток ладони.

Посредством этой программы обработали снимок отпечатков ладоней на стене одной из пещер острова Борнео (см. фото). Компьютер за несколько секунд отметил голубыми кружочками мужские руки, красными - женские, желтым и зеленым - две ладони, принадлежность которых не удалось точно установить.

АВТОМАТЫ СОРТИРУЮТ МУСОР

Английская фирма "Кайнетик" создала автоматическую линию сортировки бытового мусора. Отходы, поступающие по конвейеру, поочередно осматриваются датчиками и анализаторами: спектрометрами широкого диапазона, фотометрами, металлоискателями, видеокамерами и другими устройствами. Многие из примененных здесь датчиков исходно разработаны для военных как датчики системы определения и захвата цели в истребителях и танках. Данные поступают на компьютер. Специальная программа распознавания позволяет ему решить, к какой категории мусора относится данный предмет, и струя сжатого воздуха сбрасывает его в соответствующий контейнер. Система умеет распознавать бумажно-пластиковые пакеты из-под напитков, магнитные и немагнитные металлы, стекло и пластик.

В год автоматическая линия может обработать 36 тысяч тонн мусора. Сейчас сортировку производят вручную, причем в Англии сортируется и так или иначе утилизируется 23% всех твердых бытовых отходов. Поставлена задача к 2010 году довести эту долю как минимум до 30%.

ЛУНА СТАЛА ЯРЧЕ, СОЛНЦЕ ПОТУСКНЕЛО

Многолетние измерения яркости Луны, проводимые астрономами из Технологического института в Ньюарке (США), показывают, что в последние годы Земля стала отражать на свой естественный спутник больше света. В результате Луна сияет ярче. В 2005 году это увеличение составило 3% по сравнению с 1985-2000 годами. Одновременно наблюдения со спутников показали, что увеличился облачный покров нашей планеты, оттого она и стала отражать больше солнечного света, не допуская его до поверхности Земли. Произошло это из-за глобального потепления: воды океанов и морей стали испаряться быстрее, отсюда и больше облаков.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ ИЗ КОЖИ

Двум пациентам в Аргентине, страдавшим от тромбоза вен нижних конечностей, пересажены вены, изготовленные из их собственной кожи. Образцы кожи размером с почтовую марку врачи взяли у пациентов под местной анестезией, поместили на питательную среду и вырастили тонкий клеточный слой. Затем свернули этот слой в рулончики длиной 17 сантиметров и диаметром полсантиметра, дали новым сосудам срастись в трубочки (см. фото) и пересадили их пациентам, заменив пораженные тромбозом участки вен. Отпала угроза ампутации ног.

В Англии успешно проведен клинический эксперимент с заменой выращенными сосудами сузившихся коронарных сосудов сердца.