№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ГЕОЛОГИИ

Ю. МОРОЗОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

"Неустанно ищите факты, собирайте их в природе и в книгах, читайте хорошие учебники от доски до доски и, кроме того, книги, не входящие в программу. Изучайте свою специальность досконально, но не жалейте времени и на чужую...

...Счастливого пути вам, путешественники в третье тысячелетие!". Так писал в своем прощальном напутствии, обращаясь к тем, кому суждено жить и творить в XXI веке, Владимир Афанасьевич Обручев (1863-1956), ученый-геолог, выдающийся путешественник, писатель-фантаст, профессор -педагог, популяризатор геолого-географических знаний.

С детских лет он увлекся естественными науками и литературой о путешествиях, что поощрялось матерью, но не одобрялось отцом, прочившим сыну традиционную в роду военную карьеру.

Володя окончил Виленское реальное училище и поступил, выдержав большой конкурс, в петербургский Горный институт.

По окончании института по предложению профессора Ивана Васильевича Мушкетова, своего любимого учителя и старшего друга, отправился в Туркменистан - свою первую научно-практическую экспедицию для обследования пустынных песков, препятствовавших строительству Закаспийской железной дороги. В этом регионе молодому геологу пришлось побывать трижды. Завершил экспедиции Владимир Обручев представлением отчетов, в корне изменивших мнение специалистов о геологии этого края.

С 1880 года он становится главным геологом Сибири, откуда начинает свои знаменитые путешествия и исследования в Ленско-Витимском районе, Монголии, Китае, Даурии, Алтае, Джунгарии, Забайкалье.

Направления научных исследований Обручева разнообразны: песковедение и вечная мерзлота, образование лёсса и неотектоника, геология золота и происхождение нагорья вокруг Байкала ("древнего темени Азии").

В Центральной Азии им открыты четыре новых горных хребта, уточнено расположение трех известных хребтов, подробно обследовано несколько нагорий.

Только в центральноазиатских экспедициях на верблюдах, лошадях, мулах, пешком он преодолел около 14 000 км. За годы путешествий Обручев собрал коллекцию из нескольких тысяч геологических и палеонтологических образцов, ценные сведения по географии и этнографии исследуемых мест. Несмотря на основательную подготовку к каждой экспедиции, Владимир Афанасьевич нередко оказывался в экстремальных ситуациях, испытав жару пустынь и холод высокогорий, крутость перевалов и стремительность рек, скудость питания и неожиданные травмы, глухое бездорожье и тягостное безденежье, нападение воинственных тангутов и озверевшей собаки-волкодава. Чтобы обезопасить путешествия по Поднебесной, Обручеву приходилось прибегать и к маскировке - то облачаться в китайский костюм, то восседать в паланкине, запряженном мулами...

В течение многих десятилетий Обручев занимался также разведкой и поиском разных земных богатств - графита и угля, золота и меди, слюды и ртути, огнеупорных глин, минеральных источников, соленых озер. Доводилось ему искать даже мрамор для строительства столичного метро, бирюзу и лазурит для изготовления украшений.

В перерывах между путешествиями Владимир Афанасьевич обрабатывал экспедиционные материалы, работал над научными монографиями, писал вузовские учебники.

В 1898-1900 годах он выезжал за рубеж - в Австрию, Германию, во Францию, в Швейцарию, где участвовал в Международных географическом и геологическом конгрессах, знакомился с работой европейских геологических музеев, встречался с выдающимися геолого-географами современности - Э. Зюссом и Ф. Рихтгофеном.

Преуспел Обручев и на педагогическом поприще. В 1901 году он был приглашен на преподавательскую работу во вновь создаваемое Горное отделение при Томском технологическом институте. Почти 12 лет проработал в учебном институте корифей отечественной геологии.

С 1913 года и до Великой Отечественной войны Владимир Афанасьевич работал попеременно в обеих столицах - в Горной академии, в Геологическом институте, в Высшем совете народного хозяйства. В начале войны вместе с другими академиками эвакуировался в Казахстан (курорт Боровое), но на полпути, в Екатеринбурге, вышел из вагона и сделал "остановку" на два года, полагая, что здесь, на Урале, сможет принести бoльшую пользу для общей победы над врагом. Так оно и получилось. Хотя близилось его восьмидесятилетие, ученый-патриот выезжал на осмотр важных рудных месторождений, помогал в выборе оптимальных районов добычи крайне нужных полезных ископаемых, консультировал местных геологов.

Еще в конце 90-х годов XIX века Обручев "попробовал" себя в литературе для массового читателя - написал свою первую научно-популярную книгу. На основе дневниковых записей во время путешествий были напечатаны его интересные очерки "По Бухаре" и "Письма о путешествии по Китаю". С целью заинтересовать читателя главной наукой о Земле - геологией он пишет и выпускает научно-фантастические рассказы, романы "Плутония" и "Земля Санникова". Позднее выходят его повести - научно-историческая "Золотоискатели в пустыне" и научно-приключенческая "В дебрях Центральной Азии". (Эти две книги библиографы иногда ошибочно относят к научно-фантастическому жанру.)

В сороковые годы вышли еще две научно-популярные книги старейшины русских геологов: "От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай" и "Происхождение гор и материков".

Для популярных периодических изданий - журнала "Природа" и других - Обручев подготовил около двухсот статей, рецензий, заметок различной тематики. С симпатией и теплотой он писал научно-биографические книги и статьи о своих коллегах, предшественниках и современниках - В. И. Вернадском, В. Л. Комарове, Г. П. Кропоткине, Г. Н. Потанине, Н. М. Пржевальском, А. Е. Ферсмане, И. Д. Черском и (в соавторстве с С. М. Зотиной) о Э. Зюссе.

За свою жизнь Владимир Афанасьевич опубликовал 25 000(!) страниц разного рода научных работ, художественных произведений, научно-популярных и научно-занимательных книг. И во всех чувствуется его стиль - добротный живой язык мастера-рассказчика и в то же время лаконизм, логика, последовательность большого ученого. Он был одним из пионеров использования документальной фотографии в науке. Биограф Обручева В. Д. Друянов назвал его рыцарем факта.

Мой родственник - геолог, бывавший в пятидесятые годы в гостях у Обручева, - рассказал об огромной картотеке с десятками тысяч названий первоисточников и аннотаций (книг, статей и пр.) по геологии и смежным наукам, собранной ученым за семьдесят лет. В этом безбрежном и бездонном океане информации хозяин в считанные минуты находил необходимое. А ведь компьютеров тогда не было!

Книги Владимира Афанасьевича переведены на десять иностранных языков, многие из них неоднократно переиздавались.

На протяжении жизни ученый не был обделен вниманием и властей предержащих, и научной общественности, хотя далеко не всегда его отношения с чиновниками, как с царскими, так и с советскими, были радужными. Он - академик, Герой Социалистического Труда, лауреат престижных премий, кавалер многих орденов - более других наград, степеней и званий дорожил золотыми и серебряными медалями, присужденными ему за работы в науке.

Имя Обручева увековечено в названии минерала обручевит и названиях восьми географических объектов Азии.

... С начала тридцатых годов Обручев вынашивал идею написать книгу по геологии - научно достоверную, занимательно-интересную и понятную всем любознательным читателям. Через десять лет такая книга - "Занимательная геология", ставшая любимым произведением ученого, была написана. Однако история ее издания оказалась непростой...

В 1944 году рукопись "Занимательной геологии" поступила в Госгеолиздат. Редакторы издательства не решились издавать в военное время книгу по одной из фундаментальных наук с таким "легкомысленным" названием. Несмотря на возражения автора - всемирно известного ученого, книга вышла как "Основы геологии", с "подсушенным" текстом, без любопытных примеров и т.п. Но на учебник (или учебное пособие) она тоже не "тянула". В таком виде книга издавалась еще дважды (в 1947 и 1956 годах), и лишь спустя 15 лет ей было возвращено первоначальное название и восстановлен текст, чего автор, к сожалению, уже не мог увидеть.

Читателям предлагается одна из глав (в сокращении) из книги Владимира Обручева "Занимательная геология" последнего издания.

См. в номере на ту же тему

В. ОБРУЧЕВ - Почему то здесь, то там трясется земля.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Классики популяризации»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее