ВОЗРАСТ - ПО ЗВЕЗДАМ

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. По материалам немецкого еженедельника "Die Zeit".

С помощью астрономии удалось определить с точностью до года, когда было заложено основание одного из величайших египетских сооружений - пирамиды Хеопса.

Движение Северного полюса мира среди звезд за 26 тысяч лет.

"Постройки, которых боится само время", - так сказал арабский поэт о великих пирамидах, стоящих на берегах Нила вот уже почти четыре с половиной тысячи лет. Не только время, но и люди порой испытывают трепетный страх перед этими поистине циклопическими сооружениями глубокой древности. Ученые разных стран не одно столетие изучают египетские пирамиды, но и по сей день многие тайны этого настоящего чуда света не разгаданы.

Перед египтологами стоит еще множество вопросов, относящихся к жизни и смерти повелителей древнего царства. Что они знали и чего не знали об окружающем их мире? Служили ли пирамиды для наблюдений за небом? Как древние египтяне вели счет времени?

Из составленного историками уже в наши века списка фараонов можно установить, как долго правил тот или иной владыка, кого он сменил на троне и кто сменил его. Но нельзя определить, в какие века и в какие именно годы трон был занят тем или иным фараоном. На это нет никаких письменных документов. То ли у древних египтян была какая-то иная шкала времени и особый порядок следования веков. То ли соответствующие письмена уничтожены во время бесконечных войн и переворотов.

Это заставляет историков ориентироваться на археологические указания или признаки, точность которых позволяет оценивать события в лучшем случае с достоверностью в сто лет. Природный определитель времени - радиоуглеродный анализ - для эпохи древнего царства, по мнению экспертов-хронологов, еще менее достоверен.

Египтолог Кэт Спенс из Кембриджского университета недавно опубликовала в журнале "Нейчур" результаты расчетов, основанных на теории, предложенной ею. Она утверждает, что сумела установить год закладки пирамиды Хеопса.

Ключ к своей теории Кэт Спенс нашла в загадочно-точной ориентации пирамиды в пространстве. Уже не одно поколение археологов удивляется тому, как удалось людям, строившим пирамиду Хеопса, проложить две стороны ее основания точно по направлению юг - север, то есть параллельно оси земного шара. Иначе говоря - это направление на полюс мира. Отклонение от истинного направления оси (как рассчитали нынешние астрономы) составляет 1/20 долю градуса. Это расхождение столь мало, что магнитный компас его не мог бы определить. Да и не было такого компаса в руках древних инженеров. Он появился в Китае примерно в конце XI века н. э.

Кэт Спенс считает, что строители пирамид смогли найти точное направление на север по небу, вернее по звездам. Они уже имели представление о том, что весь небосвод, проделав за 24 часа круговой путь, возвращается в прежнюю позицию. И что в небе есть одна точка, которая при этом остается неподвижной. Через нее проходит ось вращения небесного свода, а точнее - Земного шара. Сегодня эту точку мы называем Северным полюсом мира и очень легко находим ее. Она почти точно совпадает с довольно яркой звездой α Малой Медведицы. Это Полярная звезда.

Четыре с половиной тысячи лет назад звездное небо выглядело несколько по-иному, чем сейчас. Рядом с неподвижной точкой на небосводе, через которую проходит земная ось, невооруженным глазом никакой звезды тогда не было видно. Можно предположить, что египтяне, ориентируясь на вращение небосвода, находили эту неподвижную точку на середине прямой, соединяющей две звезды (см. рисунок).

Если древние египтяне действительно применили такой метод при строительстве пирамиды Хеопса, то логично предположить, что они и потом пользовались им. Следовательно, пирамиды более поздней постройки тоже должны быть с такой же, а может быть, и с еще большей точностью сориентированы по странам света. Но это не так.

Причина - в широко известном ныне явлении прецессии, иначе говоря, медленном движении оси вращения Земли по круговому конусу, ось симметрии которого перпендикулярна к плоскости эклиптики. Период полного оборота 26 000 лет. При этом экваториальные координаты звезд непрерывно изменяются, а полюс мира (неподвижная точка) как бы перемещается между звездами. Египтяне, строившие пирамиды, этого, по всей видимости, не знали. Явление стало известно позже - во II веке до н. э., а объяснить его смог лишь в 1686 году Исаак Ньютон.

Пирамида Хеопса ориентирована по сторонам света не только более точно, чем ее предшественницы, но и точнее последующих пирамид - Хефрена и Микериноса.

Означает ли это, что только лишь инженерам пирамиды Хеопса был доступен метод ориентации с помощью небесных светил, а позднейшие строители его не унаследовали? Предшественники могли его еще не знать.

Но вот что оказалось совершенно поразительным. Ориентация как более ранних, так и более поздних пирамид абсолютно соответствует направлению земной оси и положению на небе полярной точки, если ее находить по ориентирам, указанным на приведенной выше схеме, и при этом не учитывать прецессию и связанные с ней изменения экваториальных координат звезд.

Кэт Спенс поняла, что такое не может быть цепью случайных совпадений. Поэтому она уверенно сказала о том, что древние египтяне и до и после постройки пирамиды Хеопса владели методом астрономической ориентации. Они наблюдали не за одной звездой, а сразу за двумя, между которыми на "пустом месте" находился центр видимого вращения небосвода. Северный полюс Земли лежал на продолжении соединительной линии, пересекающейся под прямым углом с линией горизонта.

Расчеты показали: то направление на север, которое было использовано при закладке основания пирамиды Хеопса, могло быть в 2467 году до н. э. Отклонение основания пирамиды, допущенное древними строителями (на 1/20 долю градуса, о чем мы говорили выше) от истинного в ту пору направления земной оси, потребовало поправки в 11 лет. Это значит, что строительство пирамиды Хеопса началось в 2478 году до н. э., а не в 2408-м, как египтологи полагали раньше, когда им еще не был известен древний метод астрономической ориентации, разгаданный Кэт Спенс.

Многие астрономы считают ее метод и расчеты "безупречным разрешением старой загадки". Египтологи же дают скорее скептические оценки. А смущает их главным образом то, что идеи Спенс влекут за собой серьезный переворот в хронологии Древнего Египта. Если признать год 2478-й годом закладки пирамиды Хеопса, то приходится пересчитывать многие даты из древней истории Египта, которые до сих пор считались надежными. Например, укорачиваются периоды правления фараонов, следующих за Хеопсом.

Правда, сама Кэт Спенс думает, что раскрытый ею метод египтяне использовали для ориентации построек лишь сравнительно короткое время - около 300 лет. В более поздние времена метод астрономической ориентации построек постепенно ушел из традиционных ритуалов древних египтян.

Осторожность, взвешенность выводов, конечно, обязательны в таких делах, и те, кто опирается на даты, полученные из культурного наследия египтян, естественно, хотят, чтобы доказательства для изменения датировок в истории были сто раз проверены.

Движение Северного полюса мира среди звезд за 26 тысяч лет. В XXI веке Северный полюс мира приближается к Полярной звезде (α Малой Медведицы). Минимальное расстояние между ними будет всего 28', затем полюс мира начнет уходить от Полярной. Через 7500 лет это название с большим правом будет носить другая звезда - Альдерамин (α Цефея), а через 13 500 лет - звезда Вега (α Лиры). Соответственно перемещается и Южный полюс мира.
Линия, соединяющая звезды Кохаб (β Малой Медведицы) и Мицар (ζ (дзета) Большой Медведицы), падает на горизонт строго вертикально, то есть под прямым углом, и указывает направление на север. По астрономическим расчетам, такое положение звезд было в 2467 году до н. э. За прошедшие тысячелетия очертания созвездий изменились. Но 'обратный счет' позволяет восстановить картины расположения звезд в прежние времена.