Мой отец, Сергей Владимирович Образцов - 7 июля этого года ему исполнилось бы сто лет, увы, такой срок людям пока не отмерен, - был и артистом, и писателем, и кинорежиссером, и, конечно, создателем всемирно известного Театра кукол. Но, главное, он был простым и ясным человеком. Без зауми, мистики, честолюбия и позерства.
Отец не верил ни в снежного человека, ни в летающие тарелки. Не верил и в "высший разум" или загробную жизнь. К модному увлечению декадансом, всевозможными таинственными обрядами, заклинаниями, богоискательством относился с улыбкой. Однако воинствующим атеистом он не был. Хорошо знал Библию, иконопись и церковную архитектуру, считал, что религия сыграла и играет в развитии человечества великую роль. Что касается лженауки, то она, по его мнению, из понятного делает непонятное, из простого - сложное, а наука непонятное и сложное делает ясным и простым.
Людей отец делил на добрых и злых, умных и дураков, активно боролся с антисемитизмом. Его раздражало слово "престижно", он называл мещанством обычай заставлять гостей снимать обувь и надевать тапочки, словно в мечети. Выражение "красота спасет мир" отец считал неточным и поправлял: "гармония спасет мир".
Дома отец разводил аквариумных рыбок, на даче держал голубей (более 45 пар), и у нас всегда жили собаки и кошки. А помимо живности дом наполняли музыкальные шкатулки, шарманки, поющие механические птички и целые оркестры из механических зверушек, не считая кукол и прочих игрушек, всевозможной утвари и картин. Со временем квартира превратилась в настоящий музей. Отец называл его "моя кунсткамера" и даже написал о нем книгу.
Одевался папа со вкусом, хоть и своеобразно. Вместо пиджака обычно носил красивую куртку, а в галстуке появлялся только на официальных приемах. Физически он был крепким человеком, ничем не болел и на всю жизнь сохранил отличную фигуру, при этом спортом не занимался, даже зарядку никогда не делал и к тому же много курил. Но он прекрасно плавал и нырял с десятиметровой вышки и в театр из дома всегда ходил пешком.
Моему отцу шел двадцать первый год, когда у него родился сын. Это было в 1922 году. В это время отец пел в музыкальном театре, организованном В. И. Немировичем-Данченко. У отца был драматический тенор. А до поступления в театр он учился на художника во ВХУТЕМАСе. Когда в середине 1920-х годов театр был на гастролях в Америке, папа каждый день писал моей маме и мне, своему единственному сыну, письма и рисовал нам картинки. Они у меня сохранились.
ОТ РЕДАКЦИИ
Что добавить к сказанному? Только то, что Сергей Владимирович был другом "Науки и жизни". Другом и постоянным автором в течение многих, многих лет. Вот далеко не полный список его статей в журнале. Знаете, стоит найти номера, открыть и посмотреть.
Осторожно - искусство! Осторожно - дети! - 1972, № 6.
Эстафета искусств. - 1975, № 6.
Моя профессия. - 1977, №№ 7,9.
Маленькие рассказы про животных. - 1979, № 4.
Всю жизнь я играю в куклы. - 1981, № 1.
Человек и человечество. - 1982, № 12.
Природа и дети. - 1983, № 1.
Что будет, когда меня не будет. - 1984, № 11.