Вступительное задание Биологического отделения ОЛ ВЗМШ
1. Перед вами список организмов - персонажей сказки о Винни-Пухе: Пчела, Чертополох, Медведь, Тигр, Кенгуру, Осел, Дуб, Сова, Свинья, Кролик, Человек. Предложите как можно больше признаков, по которым их можно разделить на две группы. Для каждого критерия укажите, какие организмы в какую группу попадут.
2. Князь Буркачев решил вырастить в своем поместье уникальные заморские растения, но ему не хочется, чтобы эти растения расселились по землям соседей. Как ему выбрать растения, чтобы уменьшить вероятность их расселения?
3. Вам поручено выбрать организм, который можно было бы использовать для биотестирования водоемов, оценивая общую токсичность среды обитания. Какими критериями вы станете руководствоваться, выбирая этот организм?
4. В сельском хозяйстве применяется множество пестицидов - химических средств защиты растений от вредителей или конкурентов-сорняков. Некоторые из пестицидов достаточно использовать один раз в год, тогда как для других рекомендуется повторять обработку несколько раз. Как вы думаете, с чем может быть связано это отличие? Постарайтесь предложить несколько возможных объяснений.
5. Приведите как можно больше разных примеров конвергенции - независимого возникновения в ходе эволюции одних и тех же признаков у представителей разных систематических групп. (Обычно авторы учебников, рассматривая явление конвергенции, приводят один и тот же небольшой набор примеров. Поэтому не увлекайтесь подробным переписыванием текстов из учебников. Постарайтесь проанализировать все, что вы знаете о различных растениях и животных, и составить как можно более подробный перечень примеров, не расписывая их детально.)
6. Какую опасность для человека представляет: а) стабильно повышенное кровяное давление; б) стабильно пониженное кровяное давление?
7. Чтобы пища в пищеварительном тракте человека переваривалась эффективно, необходимо регулировать скорость перемещения пищевого комка, а также интенсивность выделения различных пищеварительных ферментов. Как вы полагаете, какие параметры (свойства) содержимого пищеварительного тракта контролируются на разных его участках? Какие процессы в пищеварительной системе ускоряются или замедляются в зависимости от величин этих параметров? Обоснуйте целесообразность описанной вами регуляции.
В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.
Учащимся 8-х классов необходимо ответить на вопросы 1-5, девятиклассникам - на вопросы 3-7.
Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).
Работа должна быть отправлена не позднее 30 апреля 2005 г. по адресу: 119234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ-Биология, конкурс.