Износ деталей (в частности, тех, что работают в автомобильном двигателе) в процессе трения составляет главную проблему во время их эксплуатации. Узлы двигателя работают в условиях трения скольжения, причем трения в основном жидкого - при нем контакт между деталями осуществляется через пленку смазки. Именно благодаря этой смазке узлы изнашиваются меньше.
Бывают, впрочем, условия, в которых износ все же идет и притом с катастрофической скоростью. Это, во-первых, холодный запуск двигателя, а во-вторых, очень высокие нагрузки - в этих случаях несущей способности пленки не хватает и трение становится полусухим. Есть в двигателе и особо нагруженный узел - сопряжение "гильза цилиндра - поршневое кольцо", всегда работающее в тяжелых условиях полусухого, а то и почти сухого трения.
Именно эти пары и определяют долговечность и эффективность двигателя, и даже самые лучше масла не способны обеспечить его полную защиту. Существует, однако, возможность не только защитить новые детали, но даже восстановить работоспособность изношенных. Достаточно воспользоваться разработанным специально для этой цели составом - так называемым геотрибомодификатором (ГТМ), который надо ввести в носитель - например, масло, но не новое, а отработавшее и соответственно содержащее какое-то количество продуктов трения.
Свойства ГТМ таковы, что он полностью очищает трущиеся поверхности от перегоревшего масла, нагара и окислов, попутно создавая в местах контакта температуру до 1000 градусов Цельсия. Благодаря этому на поверхности пар трения начинаются локальные микрометаллургические процессы с образованием алмазоподобной кристаллической решетки, микрорельеф поверхностного слоя меняется. А поскольку часть элементов ГТМ выполняет функции катализатора, то одновременно в местах трения активизируются и окислительно-восстановительные процессы. Материалы из носителя диффундируют в поверхностный слой, модифицируя и укрепляя его. Вырастающие на поверхности металла кристаллы постепенно срастаются, образуя на ней некую кристаллическую пленку.
Процесс продолжается до тех пор, пока в носителе не израсходуется весь необходимый "строительный материал". А в результате вместо пары "металл-металл" возникнет пара "кристалл-кристалл", имеющая в 14-15 раз меньший коэффициент трения и в 8 раз большую износоустойчивость.