ВЕСЕЛЫЕ ЛОСКУТКИ

Кандидат искусствоведения Ю. ИВАНОВА

В конце 1999 года в городе Иваново прошел второй Всероссийский фестиваль "Лоскутная мозаика России". В экспозиции было представлено более 500 лоскутных изделий 256 авторов из самых разных уголков страны. Два главных приза жюри присудило художникам И. С. Коротковой (г. Иваново) и Л. А. Совцовой (г. Москва). Многие работы были отмечены поощрительными дипломами, ценными подарками. Тридцать участников получили звание лауреатов. Обладательницей специального приза журнала "Наука и жизнь" стала москвичка В. И. Щербакова.

"Собор Василия Блаженного" (75 х 60 х 60 см).
"Птичий куст" (77 х 44 х 44 см).
Панно "Жостовский поднос" (84 х 107 см). "Чудо-остров" (240 х 280 х 280 см). Оформление гостиницы "Софитель-Ирис" в Москве.

Художник по текстилю Вера Щербакова делает из лоскутков шкатулки, панно, головные уборы, игрушки-скульптуры и объемные декоративные композиции. Ее работы полны юмора и фантазии, они и "недомашние" и "немузейные". Художница, словно играя с тканью и пространством, создает свое театральное представление. Откуда такой дар?

Представляем лоскутные изделия художника по текстилю Веры Щербаковой. Некоторые из этих произведений демонстрировались на втором Всероссийском фестивале "Лоскутная мозаика России" в городе Иваново.

Оказывается, уже более двадцати лет Вера придумывает костюмы к театральным спектаклям, "одевает" фольклорные коллективы, артистов эстрады. Все эти годы ее влекло к тому, что остается от серьезного производства в стенах театральных мастерских, прежде всего - к кусочкам всевозможных тканей. Толчком для занятия лоскутным шитьем стал заказ на выполнение композиции для интерьера гостиницы "Софитель-Ирис" в 1995 году. Предполагалось некое декоративное оформление интерьера с русским колоритом. За год кропотливого труда художница создала по мотивам сказок А. С. Пушкина пространственную композицию "Чудо-остров" высотой почти два с половиной метра. Это произведение требует специального освещения. И остров и арка-"радуга" над ним вращаются. Все персонажи: царевич Гвидон с царевной, волшебная белка с золотыми орешками, ученый кот, балалаечник с гармонистом - "живут" в окошках, расположенных с четырех сторон композиции. Венчает остров белый храм. Впервые для создания подобной объемной композиции применена техника лоскутного шитья. Свободное сочетание небольших по размеру и разных по фактуре кусочков ткани дает поразительное ощущение праздника, игры, радости. Осколки зеркала, бусы, блестки, пуговицы, тесьма, нашитая на такую пеструю поверхность, усиливают ощущение игры и театральности этого произведения. Длина технических и декоративных швов составляет десятки километров, а количество лоскутов переваливает за несколько тысяч.

"Чудо-остров" позволил Вере Щербаковой открыть новые приемы работы с текстильными материалами. Он стал главным источником, из которого художница до сих пор черпает идеи и развивает их уже в других изделиях. Ее объемные лоскутные соборы, прообразом которых послужил белый храм "Чудо-острова", находятся в частных коллекциях во Франции и Италии.

"Русалочка", "Котик" - игрушки, которые не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Вера умеет создавать праздник и для очень серьезных взрослых людей. Когда они надевают ее головные уборы "Рыбы" или рогатые шутовские лоскутные короны, их лица расплываются в улыбке. Еще художница придумала, как сделать волшебную шкатулку из простой жестяной коробки: нужно всего лишь "отогреть" ее лоскутами, тесьмой и бусинами. Можно сотворить для себя чудный тряпичный куст и посадить на него сказочных птиц из неведомых стран.

Каждое соединение лоскутков имеет для профессионального художника-дизайнера глубокий смысл. Борьба холодного и теплого, жесткого и мягкого, матового и блестящего - из этого многообразия нюансов рождаются виртуозные авторские произведения. И даже такой традиционный жанр, как панно, выглядит необычно. Вот "Жостовский поднос". Он похож на мягкую подушку, на которой выросли цветы. В центре композиции - всем известные розанчики, составленные из круглых кусков материи, а цветы по краям - аппликации из павлово-посадских и других тканей. Фоном подноса служит поверхность, собранная из лоскутков в технике "мозаика". Соединение разнообразных элементов достаточно гармонично, а использование объемных народных розанчиков, закрученных листьев необыкновенно эффектно.

Напоследок заметим, что художница любит технику свободного кроя, которая в американской терминологии называется "крези", то есть "безумный лоскуток". Но лоскутки Веры Щербаковой очень умные, как и ее искусство.

Третий Всероссийский фестиваль лоскутного шитья Министерство культуры РФ и Государственный Российский Дом народного творчества (101000, Москва, Сверчков переулок, дом 8, строение 3) планируют провести летом 2001 года. Все, кто создает оригинальные авторские изделия из лоскутков и желает участвовать в конкурсе, могут присылать фотографии своих лоскутных шедевров и сведения о себе в оргкомитет фестиваля по указанному выше адресу. Контактный телефон: (095) 928-31-32.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Народное творчество»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее