ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА

Е. ОСТРОУМОВА

Скорбящая Мария. Южные Нидерланды, около 1430 г. Дерево (орех). Фонд прусского культурного достояния, Берлин. Фигура скорбящей Марии входила в ныне утраченную группу предстоящих - тех, кто стоял у подножия креста, на котором распят Христос.
Святой Криспиниан. Франция, около 1420 г. Дерево (орех). Фонд прусского культурного достояния. Берлин.
Обручение Марии. Нидерланды, около 1490 г. Дерево (дуб). Фонд прусского культурного достояния, Берлин.
Деревянная скульптура "Лонгин сотник". Фрагмент. XVIII век.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Христос в темнице. Дерево (липа), левкас, темпера. Начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея.

В первые месяцы нынешнего года, в преддверии празднования 2000-летия христианства, в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была организована выставка древней западноевропейской и русской деревянной скульптуры на евангельские темы.

Христианству как религиозному мировоззрению человечество обязано становлением тех духовных и нравственных норм, которые были восприняты миллионами последователей этой религии. Но христианство привнесло в мир еще и другое - бурный расцвет, особенно в период Возрождения, можно сказать, взрыв множества новых направлений в искусстве. Архитектура, монументальное искусство, живопись, музыка вот уже почти две тысячи лет черпают идеи из библейских и евангельских сюжетов.

Католические храмы принято украшать главным образом изваяниями святых - мраморными, гипсовыми, вырезанными из дерева.

На Руси деревянная скульптура появилась еще в далекой древности и была связана с язычеством, с его идолами. Может быть, борьба церкви с идолопоклонством в какой-то степени притормозила работы над скульптурными изображениями христианских святых. Но искусство деревянной скульптуры не умерло, оно возродилось в новых свежих направлениях.

Выставка, прошедшая в Музее изобразительных искусств, дает возможность сравнивать русские и немецкие, нидерландские, французские деревянные скульптуры, открывает возможности понять и общие их черты и различие.

Западноевропейская деревянная скульптура, собранная в музеях Германии, - это работы мастеров разных стилей и эпох. Каждая выполнена художником высочайшего класса. И любая скульптурная группа, композиция изображена так, что хочется долго и внимательно рассматривать детали, штрихи и все время открывать для себя что-то новое. Потому что каждый штрих действительно наполнен смыслом. Множество милых лирических деталей в циклах "детских" скульптур и совсем иных - драматических - в циклах страстей.

Христос идет на мучительную и позорную, по тем понятиям, казнь. Идет ради открывшейся ему истины. Но на провокационный вопрос Понтия Пилата "Что есть истина?" Христос отвечает молчанием. И вся двухтысячелетняя история христианской цивилизации - в сущности, история поиска ответа на этот вопрос, который и до сих пор остается открытым.

Пермская (восточноевропейская) коллекция деревянной скульптуры (350 скульптурных композиций) относится к XVIII-XIX векам. Это, пожалуй, самая большая коллекция не только в нашей стране, но и во всей Европе.

Почти всю ее собрал бывший директор Пермской художественной галереи Н. Н. Серебренников. Он не просто собрал эти бесценные памятники нашей истории и искусства, он спас их от гибели. Потому что это было в 20-х годах уходящего века, в те времена, когда соборы, церкви у нас в стране ломали, крушили беспощадно. Деревянные скульптуры, украшавшие храмы в городах и селах Прикамья, тоже были обречены на уничтожение.

Пермская деревянная скульптура - одна из школ древнерусской пластики, которая особенно пышно и самобытно расцвела в XVII-XVIII веках. Культовые деревянные образы святых тогда вырезали почти в каждом городе и во многих селах по берегам Камы. Авторами, создателями скульптур были мастера-самородки - крестьяне, охотники, сплавщики леса. Они не очень-то хорошо знали Священное писание, которое доходило до них не через книги, а главным образом в пересказах. Библейских героев резчики изображали по своему разумению. Не опасаясь как-то обидеть или оскорбить этим святых, наделяли их теми человеческими качествами, которые сами больше всего ценили в людях: силой, добротой, трудолюбием, справедливостью, решительностью, готовностью заступиться за слабых, обездоленных.

В таком же фольклорном толковании подавалась и главная тема - образ страждущего Христа. Его изображали в простой мужицкой одежде или полуобнаженным с терновым венцом на голове, а то и в кандалах. Он был мучеником, потому что безвинно приговорен к кресту. Ему "в ручки, в ножки гвоздики вбивали, на буйну головку терновый венец надевали". В этих словах не просто жалость, здесь - огромная эмоциональная сила образа. Высокая непреходящая ценность "пермских богов" именно в том, что они несут в себе черты живых людей.

"Каждая эпоха, каждая национальная культура по-своему прочитывала Евангелие, помещая его в свою историческую, социальную, географическую среду, в свои природные условия и создавала свой образ Христа-Вседержителя, Христа во славе. Но чаще - Христа-Страстотерпца, подвергаемого насилию, унижениям, побоям, крестным пыткам... Чаще - потому что такой Бог ближе, человечнее, потому что "Бог - немощный и слабый все равно остается Богом, Богом от людей".

Так написал Юрий Домбровский, один из тех, кто прошел "крестным путем" через тюрьмы и лагеря нашего XX века.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

Скорбящая Мария. Южные Нидерланды, около 1430 г. Дерево (орех). Фонд прусского культурного достояния, Берлин. Фигура скорбящей Марии входила в ныне утраченную группу предстоящих - тех, кто стоял у подножия креста, на котором распят Христос.
Святой Криспиниан. Франция, около 1420 г. Дерево (орех). Фонд прусского культурного достояния. Берлин. <br><br>Криспиниан и его старший брат Криспин - римляне из знатного рода. Во времена преследования христиан (около 303 года) бежали в Галлию. Там обучились сапожному делу и бесплатно шили обувь для бедняков. Но так как они не отреклись от своей веры, власти схватили их, пытали, а потом обезглавили. Скульптура изображает Св. Криспиниана за мирной работой: он шьет башмак, прикрепленный ремнем к его коленям.
Обручение Марии. Нидерланды, около 1490 г. Дерево (дуб). Фонд прусского культурного достояния, Берлин. Согласно евангельским апокрифам, Мария по достижении брачного возраста прекратила служение в храме. Хотя она приняла обет безбрачия, первосвященник задумал выдать ее замуж. Чтобы выбрать подходящего жениха, он наказал всем неженатым и вдовцам из рода Иуды принести в храм посох. Тот, чей посох зазеленеет и из него вылетит голубь, должен будет жениться на Марии. Жребий пал на Иосифа, который был вдовцом в летах и имел детей.
Деревянная скульптура "Лонгин сотник". Фрагмент. XVIII век. Соликамский историко-художественный музей. Лонгин - римский сотник, он командовал охраной при кресте во время казни Христа. Под впечатлением увиденного Лонгин воскликнул: "Да ведь он и правда Сын Божий!"
Иисус Христос, "Моление о чаше". Деревянная скульптура в сочетании с росписью, вероятно, была частью целой композиции. Дерево (липа), левкас, темпера. Первая половина XIX века. Пермская государственная художественная галерея. В канун страшной казни Иисус Христос молится в Гефсиманском саду: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты". (Евангелие от Матфея; 26, 39.)
Христос в темнице. Дерево (липа), левкас, темпера. Начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея. Именно такой Христос, по облику похожий на простого крестьянина, незаслуженно оскорбленный и страдающий, был близок народу и любим.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее