№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

"ТАЙФУН" ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ

И. БАРАНОВ, С. КАРЛИНСКИЙ, С. СУХАНОВ. "Тайфун" меняет профессию. "Судостроение" № 2, 2001, стр. 113-115.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Как наши, так и зарубежные специалисты давно пытаются создать подводные транспортные суда, способные при любой погоде перевозить грузы подо льдом Северного Ледовитого океана. Но ни один из предложенных на сегодняшний день проектов осуществлен быть не может: все они требуют колоссальных капиталовложений.

В России проблема создания таких судов стоит особенно остро, поскольку срок службы ледоколов типа "Арктика" и "Таймыр", пока еще обслуживающих Северный морской путь, истекает, а строительство и ввод в эксплуатацию новых ледоколов - дело будущего. Грузы же по этому маршруту, и в том числе - жидкие, необходимо перевозить круглый год.

Санкт-петербургское Центральное конструкторское бюро "Рубин" предложило использовать для этой цели устаревшие в военном отношении и выведенные из состава Военно-морского флота подводные атомные ракетоносцы типа "Тайфун" (см. "Наука и жизнь" №№ 7, 8, 1999 г.), переоборудовав их для новой профессии. Выбор судов именно этого типа обусловлен их оптимальными исходными данными. Под водой они способны перевозить около 10 тысяч тонн груза, а в надводном положении - преодолевать без сопровождения ледокола ледяные поля толщиной до двух метров. Еще одним немаловажным достоинством "Тайфуна" служит его относительно небольшая осадка при полной загрузке, позволяющая подходить, например, к причалу порта Дудинка в устье Енисея.

Работы по переоборудованию атомных ракетоносцев для гражданских целей предстоят достаточно серьезные: на судах надо разместить прочные и достаточных размеров трюмы с грузовыми люками. Неизменной останется лишь кормовая часть, включающая атомную энергетическую установку, а также системы управления, навигации, связи и освещения ледовой обстановки. Разработчики проекта считают, что использование таких подводно-надводных грузовых судов окажется весьма эффективным. На мелководье они будут всплывать, вспарывая лед снизу, а затем, подобно ледоколу, перемещаться по ледяному полю, взламывая его сверху. При достаточной же глубине моря способны идти под водой, что, разумеется, много быстрее, а в результате смогут преодолевать маршрут между Мурманском и Диксоном в 2-3 раза быстрее, чем ледокольный транспорт.

Другие статьи из рубрики «Рефераты»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее