ГЛАВНАЯ ТЕМА - ПЕТЕРБУРГ
Тему очередного номера нам обычно подсказывает сама жизнь. Нередко обращают на нее внимание наши друзья - руководители институтов и предприятий, специалисты городского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, главы фирм, в содружестве с которыми все годы издается журнал. Но порой дают советы и зарубежные читатели. Так, в частности, родились номера об инвестиционном климате города, состоянии его окружающей среды, о проблемах развития петербургского транспортного комплекса, о деловых женщинах северной столицы, о роли Петербурга в изучении и освоении Арктики, о внешнеэкономических связях города.
К созданию каждого номера привлекаются десятки людей. Например, приступая к сбору материалов о Петербурге как центре арктических исследований, мы обратились с вопросами к премьер-министру Швеции Йорану Перссону, заместителю председателя Государственной Думы Артуру Чилингарову и главе думского Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентине Пивненко, к президенту АО "Росшельф" академику Евгению Велихову и к директору Института геологии нефти и газа Сибирского отделения Российской академии наук академику Алексею Конторовичу. Написали мы и на Аляску руководителям международной организации "Северный форум". В Норвегии о совместных исследова ниях с петербургскими полярниками попросили рассказать исполнительного секретаря Международ ного научного арктического комитета Одд Рогне, в Финляндии - видного исследователя Арктики Матти Саарнисто. И откликнулись все! Позволив тем самым расширить горизонты номера, масштабнее рассказать о роли Петербурга в открытии подземных богатств российского Севера, в освоении Арктики, возрождении Северного морского пути.
Немыслимо разобраться в проблемах сегодняшнего Петербурга, представить его день завтрашний в отрыве от того, чем озабочены другие российские регионы. Тем более те, которые в своих делах издавна связаны с берегами Невы. Потому-то и публиковали мы беседы с главами Татарии, Башкортостана, Карелии, Вологодской области, Республики Коми. А в номере, приуроченном к созываемой в Петербурге Международной евроазиатской конференции по транспорту, не могли не обратиться к преобразованиям, ждущим Сахалин. Ибо от этих преобразова ний в перспективе зависит рост идущих через Петербург потоков транзитных грузов между восточными странами и Европой. Я имею в виду создание (через Сахалин!) едва ли не самого привлекательного транспортного сухопутного коридора нынешнего столетия Европа - Россия - Япония. Но чтобы рассказать о том, как скажется это на делах петербургских, пришлось обратиться к тем, кто в разных городах России, в том числе и на Дальнем Востоке, проектирует эту транспортную магистраль. Так, причем первыми, мы получили возможность опубликовать документальный рассказ, составленный из присланных нам материалов.
В последние годы возможности журнала значительно расширились. Этим мы обязаны Интернету. Ибо к двум вариантам печатного издания журнала прибавились две электронные версии: русская и английская. Статистика же нашего сервера свидетельствует, что посещают его ежемесячно пользователи из 50-60 стран Европы, Азии, Америки. Отсюда - и увеличившаяся почта. Том Блэкуэлл из британского Института Адама Смита сообщил: "Будем счастливы работать с вами и оказывать всяческую поддержку". О том же написали нам из Центра северных исследований в штате Вермонт (США): "Мы очень заинтересованы в получении информации о событиях на русском Севере и, конечно, с удовольствием установили бы новые контакты со специалистами по проблемам Севера".
Порой электронная почта приносит и просьбы, подобные той, которая пришла из Сингапура от технического директора администрации верфи МТМ Уильяма Хаскингса. Он попросил посодейство вать в приобретении у "Адмиралтейских верфей" запасных частей для ремонтируемых его фирмой судов. Что ж, пришлось этим заняться. А заодно завести в журнале новый раздел: "Нас попросили - мы помогли".
Будем рады, если наша встреча на страницах "Науки и жизни" позволит читателям уважаемого журнала узнать что-то для себя новое о Петербурге, стоящем на пороге своего 300-летия.
Предлагаем вниманию читателей несколько статей, подготовленных редакцией журнала "Сегодня".
См. в номере на ту же тему