Хотя Иоганн Себастиан Бах редко бывал в Берлине, случилось так, что 80 процентов его наследия хранится не в Лейпциге, где он служил органистом в соборе, а в Государственной библиотеке немецкой столицы. И большинство из 13 216 нотных страниц находятся в плохом состоянии.
Бах пользовался самодельными чернилами из чернильных орешков, или галлов. Это наросты, возникающие на листьях деревьев (особенно ценились дубовые галлы), когда в ткань листа откладывает яичко особая мушка - галлица. Чтобы получить чернила, в экстракт из чернильных орешков добавляли раствор железного купороса. Содержащаяся в составе орешка галловая кислота дает с солями железа черный осадок, так что получались черные чернила. Однако со временем входящий в их состав железный купорос начинает разлагаться, выделяя серную кислоту, которая разъедает бумагу. От этого недуга страдают многие старинные рукописи.
Сейчас немецкие специалисты предлагают расщепить нотную бумагу, сняв с нее поверхностный слой с нотными знаками, а вместо старого нижнего слоя подклеить тончайшую японскую бумагу, устойчивую к действию кислоты. Решение пока не принято, но этот метод реставрации, разработанный еще в бывшей ГДР, уже успешно применяется в США и во Франции.