Шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778) всем известен как один из основателей современной биологии. Он первым решил дать каждому виду живых организмов название из двух слов и систематизировать эти виды. До конца жизни ему удалось снабдить научными названиями и описать 11 200 видов организмов (сейчас их насчитывают около двух миллионов).
Менее известно, что Линней занимался и экономикой. Об этой стороне деятельности великого ученого рассказывает его новая биография, недавно изданная в США.
После 1721 года, когда разгромом закончилось вторжение шведской армии в Россию, рухнула мечта Швеции стать крупной европейской империей, которая объединила бы все земли вокруг Балтийского моря да еще прихватила бы плодородные русские степи. Заморских колоний не было - все успели разобрать другие европейские державы, в основном Англия, Испания и Португалия. Чем торговать стране, чем поддерживать бюджет? А тут еще масса золота утекает в колониальные страны, которые продают шведам кофе, хлопок, пряности, тропические лекарственные растения из своих владений. Как бы обойтись без всего этого?
Линней написал трактат, в котором, основываясь на своей теории о безграничной приспособляемости всего живого, предлагал выращивать тропические растения в Швеции. Почти как наш Мичурин, он надеялся "перевоспитать", "приучить" уроженцев тропиков к северному климату. Он мечтал о рощах коричного дерева в Лапландии, чайных плантациях на берегу Балтики и рисовых полях в Финляндии, которая принадлежала тогда шведской короне. Кроме того, Линней собирался выращивать у себя на родине кофе, хлопок, шелковицу (для развития шелководства), а также женьшень и опиумный мак.
К сожалению, эксперименты быстро доказали непригодность северного климата для южных растений.
Чтобы избавить Швецию от периодических голодных лет, Линней предлагал использовать нетрадиционные пищевые растения и растительные продукты - лопух, морские водоросли, некоторые болотные травы, еловую кору, лишайники... Это предложение также не имело большого успеха.
Но некоторые экономические начинания Линнея были успешными, во всяком случае, для него самого. Например, выращивание жемчуга. Прочитав записки путешественников, побывавших в Китае, где этим промыслом занимались примерно с начала нашей эры, Линней решил наладить выращивание речного жемчуга в ручьях около Упсалы. Он сверлил в раковинах пресноводных моллюсков отверстия и вкладывал туда крупицы мела или гипса, надеясь вызвать образование жемчужины. В 1761 году ученый продемонстрировал правительству девять мелких жемчужин низкого качества, которые, по его утверждению, вырастил сам. И правительство купило у него за 6000 талеров (очень большая сумма) "ноу-хау", толстую инструкцию по выращиванию жемчуга. Инструкция была передана отставному китобою, который решил заняться новым промыслом. У китобоя ничего не получилось, но деньги назад никто не потребовал.
И еще одна выгодная операция. В молодости Линней совершил на деньги Шведской академии наук экспедицию по Лапландии. Автор новой биографии доказывает, что представленные в академию к оплате карты маршрутов фальсифицированы и длина путешествий молодого ученого на этих картах завышена как минимум вдвое.