Слово "рыцарь", которое произошло от немецкого "Ritter" (всадник), сегодня означает великодушного и благородного человека, но изначально - вооруженного копьем и мечом и упакованного в тяжелые латы конника. Рыцарская тяжелая кавалерия появилась, как известно, в Западной и Центральной Европе в средние века, но у нее, оказывается, были предшественники.
В 68 году н.э. конница сарматов-роксоланов, известных в истории как обитавшие в Северном Причерноморье, Приазовье и Предкавказье кочевые скотоводческие племена, наголову разбила в римской провинции Мезия две когорты римских воинов (не менее 700 человек). В следующем году состоялся еще один набег, совершенный отрядом из 9000 роксоланских всадников, и это были первые появления тяжелой сарматской кавалерии на исторической сцене. Вооруженные пиками и тяжелыми длинными мечами, защищенные непроницаемыми для стрел чешуйчатыми панцирями из металла или дубленой кожи конники использовали при нападении эффективную тактику - лобовую атаку. "Когда они атакуют эскадронами, - писал Тацит, - вряд ли какой-либо строй выдержит их удар".
И хотя еще до нашей эры тяжеловооруженная конница использовалась на Ближнем Востоке, ее потенциальные возможности реализовывались очень мало - прежде всего из-за низкой маневренности.
Успех сарматов определялся долгой тренировкой и воина, и коня с самых малых лет. Античность не знала стремян, и не имеющий опоры для ног всадник должен был действовать в бою пикой, удерживаясь верхом и управляя конем без узды. Бросив поводья, он скакал левым плечом вперед и держал свою пику обеими руками. Удар наносился со всей силой напора воина и коня, но глубоко в тело противника пика не проникала: этому препятствовала конструкция ее наконечника. И, выдернув пику, всадник мчался дальше, настигая следующую жертву.
Со временем подобную тактику стали перенимать соседние народы. Уже в 108 году - при римском императоре Траяне - появилась первая регулярная кавалерийская часть, правда, еще без панцирей. Но даже профессиональным воинам римлян не удавалось добиться такой выучки, которой достигали кочевники, и неудивительно, что в 175 году император Марк Аврелий предпочел взять к себе на службу 8000 сарматов.
Позднее в римской армии имелось уже несколько подразделений тяжелой кавалерии, воины в ней по-сарматски сидели на коне, а пику удерживали двумя руками. А еще через некоторое время в употребление вошли стремена, и тогда сарматскую посадку заменила рыцарская.
С. ПЕРЕВАЛОВ. Сарматский контос и сарматская посадка. "Российская археология" № 4, 1999, стр. 65-77.