Изношенные автомобильные шины, число которых в мире постоянно растет, утилизируют сегодня самыми разнообразными способами (см. "Наука и жизнь" № 12, 1998 г.), но большая часть способов связана с механическим измельчением резины.
У нас в стране ее чаще всего перерабатывают только механически, разрезая на ленты, а затем последовательно перетирая сначала на одном, потом на другом измельчителе - от крупных кусков до резиновой крошки. Процесс этот энергоемок, а следовательно, весьма недешев.
Другой, тоже широко применяемый способ утилизации включает в себя стадию криогенного охлаждения шин, после которой резина становится хрупкой и измельчается с меньшими энергозатратами. Но, во-первых, до охлаждения ее все-таки приходится как-то измельчать, а, во-вторых, при производстве необходимого для криогенных процессов жидкого азота тоже расходуется энергия. И потому суммарные энергозатраты оказываются ненамного меньшими.
Новый способ измельчения шин - взрывной - предложен специалистами Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. Реализуется этот способ в герметичной взрывной камере, разработанной в МГТУ и способной заменить три серийных механических измельчителя. Камера оснащена загрузочным и разгрузочным оборудованием, исключающим выбросы токсичных продуктов в атмосферу. А для обеспечения безопасности работ корпус этой камеры выполнен двойным, с зазором между наружной и внутренней поверхностями. Кроме того, для организации взрыва используются минимальные массы взрывчатых веществ - близкие к критическим.
Новый способ измельчения шин, как показали проведенные в МГТУ испытания, на треть менее энергоемкий, да и сама используемая при этом химическая энергия значительно дешевле электрической.
Д. ЛЕОНОВ, И. ЛЕОНОВ. Анализ способов измельчения изношенных шин. "Машиностроитель" № 8, 1999, стр. 28-29.