№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Кандидат химических наук О. БЕЛОКОНЕВА, кандидат химических наук Т. ЗИМИНА.

Образовательный потенциал нашей страны все еще очень велик, проблема в том, что он не всегда востребован обществом. Как сделать, чтобы лучшие умы России трудились с полной отдачей на благо страны? Об этом шла речь на прошедшем в подмосковной Дубне в середине февраля 2005 года всемирном форуме "Интеллектуальная Россия", организованном Национальным комитетом "Интеллектуальные ресурсы России".

Заседание клуба главных редакторов научно-популярных журналов стало одним из ключевых событий форума. Фото И. Яковлева.

Несмотря на скудное финансирование науки и продолжающуюся утечку умов, Россию все-таки можно считать одним из интеллектуальных центров мира. Представленное на форуме ведущим европейским научным издательством "Elsevier Science" исследование проиллюстрировало это утверждение. Последние четыре года в России наблюдается довольно высокий экономический рост: ВВП увеличивается на 4-8% ежегодно при одновременном снижении инфляции. При этом расходы на науку тоже возрастают - со скоростью 20-30% в год. Доля бюджетного финансирования науки в России сегодня составляет 1,2% от ВВП, то есть больше, чем в динамично развивающихся Китае (1,1%) и Индии (0,8%). (Правда, глядя на плачевное положение российских научных центров, сами эксперты "Elsevier" задаются риторическим вопросом: "Куда же уходят выделенные на науку средства?") В нашей стране сохранились прекрасные научные школы, традиции, в почти трех тысячах вузов, из которых 86% государственные, обучаются более 5 млн студентов. Кстати, в расчете на душу населения эта цифра выше, чем даже была в СССР.

Но радоваться российским достижениям явно рано: число ежегодных научных публикаций в расчете на 100 ученых в России одно из самых низких в мире - 5,4 статьи. Для сравнения: в Китае оно составляет 5,5, в Индии 16, не говоря уже о таких странах, как Великобритания (58). Можно ли считать этот показатель универсальным индикатором эффективности науки? Видимо, это не совсем корректно, но "Elsevier Science" представило и другие удручающие данные. Так, в России расходы на подписку на научную литературу в расчете на одного ученого составляют всего 11,3, в Индии - 54, в Китае - 120, в Польше - 430, в Швеции - 578, в Великобритании - 727 евро в год.

Выяснились и другие весьма интересные факты. Оказывается, наиболее активные российские читатели научной литературы (во всяком случае, электронных версий публикаций) - химики, они прочитывают 160 тысяч статей в год. За ними следуют физики - 150 тысяч и материаловеды - 120 тысяч статей. В самом конце списка оказались бурно размножившиеся за последние десять лет экономисты, которые ежегодно прочитывают лишь 2 тысячи научных публикаций.

Определив чемпионов по потреблению научной информации по отраслям науки, издательство заинтересовалось, какие институты Отделения химии и наук о материалах РАН наиболее "начитанны". Оказалось, что на долю каждого исследователя Центра фотохимии РАН в 2003 году приходилось более 50 прочитанных электронных версий статей из журналов издательства "Elsevier Science", а, например, на долю одного ученого Института физической химии РАН - всего 2,68. При этом без всякого исследования ясно, что печатные версии зарубежных научных журналов наши ученые читают в неизмеримо меньшем количестве, поскольку в библиотеках российских научных организаций их практически нет. Правда, в последние годы ситуация немного улучшилась. В 2004 году издательство "Elsevier Science" получило из России заказ на подписку на 3 млн евро, а в этом году ожидает ее увеличения до 4 млн. Читательская активность интеллектуальной России растет, причем, как отмечали представители издательства, в основном за счет ведущих университетов страны.

Для того чтобы сохранить и приумножить интеллектуальное богатство России, на форуме в Дубне ученые, преподаватели, руководители правительственных и общественных организаций во время дискуссий за круглым столом предлагали разные решения. Глава Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" председатель Совета Федерации С. Миронов говорил о необходимости скорейшего урегулирования законодательства в области закрепления и передачи прав интеллектуальной собственности. Много говорилось о перспективах развития наукоградов, в том числе и Дубны. Одним из резервов российского интеллекта участники форума называли русскоязычную зарубежную диаспору. Они говорили о том, что назрела необходимость создавать условия для "круговорота российских умов" не только в Америке, Израиле или странах Европы, но и в самой России.

Одним из важнейших инструментов создания в России "общества знаний" участники называли информационные технологии и дистанционное образование. В последние годы дистанционное образование развивается очень бурно, более миллиона российских студентов используют в процессе обучения IT-технологии. За круглым столом, который проходил под председательством ректора Современной гуманитарной академии (СГА) М. Карпенко, обсуждалась стратегия развития отечественной системы дистанционного образования в России и странах СНГ. В СГА разработана и активно тиражируется технология обучения студентов с использованием компьютерных технологий. Причем академия не только "строит" образовательные сети в России, но и экспортирует российское образование в страны СНГ - Казахстан, Украину, Азербайджан, Таджикистан, Белоруссию, Молдавию.

На круглом столе выступил эксперт Министерства образования и науки РФ С. Крекотень, который говорил о необходимости усиления контроля федеральных органов за качеством дистанционного образования и разработки системы образовательных стандартов, согласования работы учебных центров и государственной сертификации. Однако некоторые участники отнеслись к его выступлению как к попытке осуществления правительственного диктата над бурно развивающейся системой дистанционного образования, которая существует независимо от органов государственного управления. Но тем не менее согласование работы центров дистанционного образования в России все же необходимо. В частности, о том, что перечень специальностей для дистанционного образования руководители учебных заведений должны согласовывать с руководителями предприятий промышленного сектора, говорили многие. Отсутствие согласованности может привести и уже привело к перепроизводству специалистов "модных" профессий и нехватке необходимых специалистов. Еще один пример: 40 тысяч российских школ обеспечены современными компьютерами, но в качестве средства информатизации эти компьютеры используются всего лишь на 3%, и все потому, что дистанционное образование пока не стало органичной частью всей образовательной системы России.

Проблем множество, но самое главное, что всемирный форум "Интеллектуальная Россия" успешно работает и будет работать впредь как открытая трибуна для обсуждения проблем развития страны.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Человек и общество»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее