№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

"КАКИХ УТРАТ НАМ СТОИЛИ МОРЯ..."

З. КОРОТКОВА.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Близится 100-летний юбилей боевого подводного флота, "потаённого", как иногда его называли. Подводники - народ особый, и за время службы им приходится многое испытать. Они "бывали там, где бывали только они, - в самых жутких и мрачных уголках гидрокосмоса, они лавировали под ледяными клыками паковых льдов и зависали в Бермудском треугольнике близ коварного подводного вулкана Якутат, они пробирались по желобу Геральда сквозь мелководье Чукотского моря и кружили над километровыми безднами Великого океана, они проламывали рубками лед на Северном полюсе и огибали под водой "кладбище кораблей" - мыс Доброй Надежды". Слова эти принадлежат Николаю Андреевичу Черкашину, автору книги "Повседневная жизнь российских подводников: В отсеках холодной войны". - М.: Мол. гвардия, 2000. (Живая история: Повседневная жизнь человечества.) Предисловие к книге написал главком ВМФ В. И. Куроедов.

Николай Черкашин офицер-подводник, в недавнем прошлом служил на Северном флоте. И его подводная лодка уходила в автономные плавания, когда несколько недель (а порой и месяцев) не ощущаешь движения в пространстве, не видишь смены дня и ночи, и кажется будто время застыло. "Солнечный свет законсервирован на пленке, воздух в баллонах, хлеб в спиртовых пакетах, молоко в жестянках". Помимо витаминного, эмоционального, информационного голода подводники постоянно ощущают дефицит одиночества. Всюду чьи-то локти, чьи-то глаза. Есть на подводной лодке жилой торпедный отсек, где люди живут рядом с торпедами. Удел подводника - уметь выживать в тесном замкнутом пространстве, в щелях, просветах и выгородках между опасными для жизни агрегатами. Словом, нелегкая у подводников служба.

В походах с февраля до января
Мы никого запомнить не
просили,
Каких утрат нам стоили
моря,
Каких земля нам стоила
усилий.

Стихи эти написал служивший на Тихоокеанском флоте подводник, капитан 2-го ранга Владимир Тыцких. Среди подводников немало поэтов. Видимо, по-особому, обостренно любят море те, кто доверяет жизнь его глубинам.

В прошлом году, когда рукопись книги находилась в издательстве на редактировании, с берегов Баренцева моря пришла весть о гибели "Курска". Автор дописал еще одну, печальную, главу - "Трагедия подводного крейсера "Курск". В помещенном в конце книги "Списке экипажей российских подводных лодок, погибших в мирное время (1952-2000)" появились новые имена. В девяти отсеках "Курска" находились 118 человек.

За послевоенные годы мир потерял 30 подводных лодок, из них СССР и Россия - 8, США - 4, Великобритания - 3, Франция - 4, Израиль - 1, все остальные государства -10. Одна из глав в книге так и названа "Навечно подводные лодки". С самого начала подводного плавания субмарины преследует рок столкновений с надводными кораблями. Почти всегда таран для подлодки смертелен. Дизельная подводная лодка К-129 столкнулась с неизвестной субмариной в Тихом океане 8 марта 1968 года. Погибли 98 человек. Атомная подводная лодка К-8 затонула на огромной глубине в результате сильного пожара 8 апреля 1970 года. На ракетном крейсере К-219 взорвалось жидкостное топливо, и на третьи сутки крейсер затонул. Словом, причины трагедий различны. Все это потери нашего флота.

Морская служба "и опасна, и трудна", но без флота страна не может существовать. "Если флот наш истратится, то и все наши дела в упадок придут". Эти слова Екатерины II актуальны до сих пор. Потому-то на севере Кольского полуострова, ближе к выходу в открытое море стоит флотилия атомных подводных лодок стратегического назначения. Заполярный городок-гавань в целях конспирации переименовывали четырежды. Сейчас он называется Гаджиево. Первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, побывав в Гаджиево на борту подводной лодки, признался: "Ваши корабли посложнее космических".

Николай Андреевич Черкашин объездил десятки приморских городов, записывая рассказы бывалых моряков, командиров кораблей, командующих флотами и флотилиями, мичманов и матросов о том, что происходило с ними в морях и океанах. Многие эпизоды из жизни подводников стали известны только благодаря подвижнической деятельности автора книги.

И пожалуй, особая ценность издания в том, что иллюстрировано оно фотографиями из личных архивов командиров подводных лодок и из семейных альбомов моряков-подводников. Открывает книгу фотография "Отец и сын". Командир "Курска" Геннадий Лячин и его сын Глеб, тоже подводник, на мостике подводной лодки за месяц до катастрофы. А в верхней части страницы авторское посвящение: "Тем сыновьям, кого не устрашила судьба отцов".

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее