Мореходная астрономия из века в век интенсивно развивалась и достигла большого совершенства. Этот важный раздел практической астрономии позволял морякам очень точно определять географические координаты (широту и долготу) в открытом море. В распоряжении морских штурманов появились точные угломерные инструменты, морские астрономические справочники.
В 1714 году парламент Великобритании - крупнейшей тогда морской державы - установил огромную премию за разработку наиболее надежного способа определения долготы. Одним из экспертов выступал сам Ньютон. Был предложен метод (и он прослужил очень долго), основанный на сравнении моментов времени в данном месте и месте, географическая долгота которого точно известна. Из астрономических наблюдений определяли местное время, а хронометр, который непременно должен был быть на судне, показывал точное время того пункта, относительно которого желали определить долготу.
Конечно, с появлением радио задача упростилась, поскольку стало возможным непосредственно узнавать время нулевого географического меридиана или пункта с известной долготой. Разность времен равна разности географических долгот. Штурман должен либо принять сигналы точного времени, например из Лондона или Москвы, либо иметь в своем распоряжении точные часы (хронометр), идущие по времени какого-либо известного пункта. А местное время пункта, в котором находится судно, штурман определяет из астрономических наблюдений и с помощью данных, содержащихся в каталогах или звездных картах.
Вторую географическую координату - широту - определяли по склонению и прямому восхождению светила, находящегося в зените.
Мы познакомили вас лишь с общей идеей метода. На практике все оказывается сложнее, особенно с определением географической широты. Далеко не всегда в нужный момент можно увидеть яркую звезду в зените, а Солнце и Луна в средних широтах вообще не бывают в зените. Поэтому местоположение приходится определять по наблюдению двух звезд или по двум наблюдениям Солнца, Луны, Венеры либо Юпитера. По этим данным проводят на географической карте линии положения (линии равных высот) и на них находят точку, соответствующую местоположению корабля. Тому, кто захочет ознакомиться с этим более подробно, советуем обратиться к книге П. И. Попова "Общедоступная практическая астрономия". - М., 1950.
В нашу эпоху на службу мореплавателям поставлена радионавигационная техника. Для целей навигации запускают системы специализированных искусственных спутников Земли. Но и старая мореходная астрономия не забыта. В случае необходимости любой штурман должен уметь с помощью навигационных звезд определить, где находится корабль и в каком направлении следует плыть дальше.
Таких навигационных звезд 26. Это светила не слабее 2-й звездной величины. 18 из них расположены в небе Северного полушария, остальные - Южного. Штурманов учат узнавать эти звезды "в лицо", уметь использовать их для ориентировки даже при непродолжительном появлении в просветах между облаками.
Основы мореходной астрономии в усовершенствованном виде в XX веке нашли широкое применение и в авиации и в космонавтике. И уж, конечно, штурманы авиации и космонавты прекрасно знают навигационные звезды.
А какие из навигационных звезд, расположенных в небе Северного полушария, знаете и можете быстро отыскать в небе вы?
Вот имена этих звезд:
Сириус (Большого Пса),
Арктур (Волопаса),
Вега (Лиры),
Капелла (Возничего),
Ригель (Ориона),
Процион (Малого Пса),
Бетельгейза (Ориона),
Альтаир (Орла),
Альдебаран (Тельца),
Антарес (Скорпиона),
Спика (Девы),
Поллукс (Близнецов),
Фомальгаут (Южной Рыбы),
Денеб (Лебедя),
Регул (Льва),
Полярная (Малой Медведицы),
Альферац (Андромеды),
Алиот (Большой Медведицы).