БИНТИ, 2000, №5

САМЫЕ БОЛЬШИЕ ДИНОЗАВРЫ

Рис.1
Рис.2
Рис.3 Монолит с портретом и отдельно - портрет крупным планом.
Рис.4
Рис.5
Наука и жизнь // Иллюстрации

Аргентинские палеонтологи нашли в Патагонии фрагменты скелета, который принадлежал самому крупному из известных до сих пор динозавров. Этот травоядный гигант жил 105 миллионов лет назад, весил вдвое больше крупного слона (девять тонн) и имел в длину 47-50 метров. Это на 5-8 метров больше аргентинозавра, считавшегося до сих пор самым большим из ящеров. Правда, аргентинозавр был в десять раз тяжелее.

Гигантские кости - шейный позвонок длиной два метра и бедренную кость - нашли крестьяне в 1000 километрах на юго-запад от Буэнос-Айреса и вызвали ученых. Раскопки еще не окончены, и гигант пока не получил официального научного названия.

Тем временем в Сахаре найдены останки водного динозавра, внешне похожего на жирафа. В высоту он имел 18 метров (из них шея составляла 12), а весил 60 тонн. Ящер назван завропосейдоном. Палеонтологи, нашедшие шейные позвонки гиганта, сначала приняли их за окаменелые стволы деревьев. На рисунке 1 силуэт завропосейдона показан в сопоставлении с человеком и брахиозавром. Человек, показанный для сравнения, держит в руках кость нового динозавра.

МИКРОФОН С ПОДОГРЕВОМ

Новый сверхминиатюрный микрофон немецкой фирмы "Зеннхайзер" не имеет мембраны. Чувствительным элементом служат две тончайшие платиновые проволочки, подогреваемые пропускаемым через них электротоком. Звуковые колебания воздуха слегка охлаждают проволочки, их сопротивление падает, а эти колебания сопротивления усиливаются и преобразуются в звук.

ЖИЗНЬ "ПО МИНИМУМУ"

Занявшись самым простым из известных клеточных организмов - бактерией Mycoplasma genitalium (см. рис.2), которая имеет всего 517 генов, сотрудники американского Института геномных исследований стали поочередно извлекать из нее один ген за другим. Оказалось, что без видимого ущерба клетка бактерии может лишиться почти половины генов. Она не прекращает жить, питаться и делиться даже тогда, когда в ней остается всего 265-350 генов.

Ученые сделали вывод, что вскоре станет возможным создать примитивный искусственный организм с двумя-тремя сотнями синтетических генов, буквально сотворить живое из неживого. Однако такая возможность создает множество этических, религиозных и социальных проблем.

Заметим, что в каждой клетке человека порядка ста тысяч генов.

ПЛАСТМАССА ИЗ ПЕРЬЕВ

Американский исследователь Уолтер Шмидт предлагает делать пластмассу из куриных перьев, масса которых накапливается во всех странах с развитым птицеводством, особенно после того, как изготовители подушек и перин перешли на современные синтетические материалы.

Материал перьев (как и материал шерсти, волос, рогов и копыт) - это в основном белок кератин, не уступающий по прочности синтетическим волокнам. Для изготовления пластмассы годятся только бородки перьев. Для их отделения разработан довольно сложный процесс, включающий нарезание перьев и затем их фракционирование с использованием таких сложных приборов, как ЯМР-спектрометр и дифференциальный сканирующий калориметр. Затем бородки прессуют при умеренном нагревании. Получается материал, пригодный, например, в качестве теплоизоляции для домов. Из волокон кератина куриных перьев удается также делать прекрасную бумагу. Как предполагает английский журнал "Экономист", рассказавший об этом изобретении, писать на такой бумаге, наверное, лучше всего тоже куриным пером.

ПОРТРЕТ СТРОИТЕЛЯ СТОНХЕНДЖА?

Стонхендж активно исследуется уже более двухсот лет (см. "Наука и жизнь" № 3, 2000 г.). Но только сейчас английский археолог Терренс Миден заметил на одном из мегалитов грубо высеченный лик.

По словам ученого, его не замечали до сих пор только потому, что этот монолит по большей части оказывается в тени других камней и увидеть каменное лицо можно только в летние месяцы, да и то лишь примерно в течение часа в день, а смотреть лучше всего с расстояния 20 метров.

В принципе специалистам уже известны каменные барельефы, изображающие людей бронзового века, к которому относится Стонхендж. Возможно, здесь изображен один из создателей монумента.

Рис.3.На снимках: монолит с портретом и отдельно - портрет крупным планом.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РУБАШКА

Такая рубашка изобретена американским инженером Марвином Сакнером. В ткань рубашки, напоминающей водолазку, вплетены шесть типов датчиков, таких же, какие следят за состоянием больных в палате реанимации, но сильно миниатюризованных. Рубашка регистрирует до 40 параметров жизнедеятельности одетого в нее человека. Измеряются как обычные медицинские показатели: давление крови, пульс, кардиограмма, температура, - так и применяющиеся реже, например разница в движениях левой и правой половин грудной клетки при дыхании (эта разница может указывать на накопление жидкости в легких). Использован опыт слежения за здоровьем космонавтов.

Тонкий кабель, идущий от рубашки, подключается к карманному компьютеру, который накапливает собранные данные. Через клавиатуру компьютера пациент может ввести и субъективные данные о своих ощущениях, например о болях или головокружении. Время от времени носитель рубашки отправляет все собранные сведения через Интернет врачам, которые тем же путем дают ему советы.

Диагностическая рубашка появится в американских магазинах уже осенью этого года. При массовом выпуске она будет стоить менее ста долларов, что раз в шесть-семь дешевле необходимого для этой системы карманного компьютера.

Возникает только один вопрос: если человек настолько болен, что нуждается в постоянном слежении за 40 параметрами организма, то не лучше ли ему лежать в больнице?

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГАСИТ ПОЖАРЫ

Идея, предложенная еще в ГДР, осуществляется в объединенной Германии: реактивным двигателем можно тушить пожары. Более десяти лет назад в рамках конверсии в ГДР поставили турбины от МИГа, выработавшие свой ресурс, на списанный танк. В дюзы запущенных турбин стали впрыскивать воду. Подхваченная мощным потоком выхлопов вода превращалась в тончайший туман, быстро и эффективно гасящий огонь. Такие установки впервые были применены при тушении нефтяных скважин в Кувейте после войны в Персидском заливе.

Теперь противопожарная служба химической фирмы БАСФ самостоятельно разработала свой вариант такой установки. На мощном грузовике смонтированы две турбины от истребителей. Их выхлопные струи уносят воду, пенообразующую смесь или гасящий порошок на расстояние до 130 метров. Запаса горючего хватает на час, при этом распыляется почти полмиллиона литров воды. При испытании искусственный пожар в туннеле километровой длины (см. рис.4) был погашен за минуту. Площадь размером с футбольное поле покрывается огнегасящей пеной за 26 секунд.

ПОРТЬЕРЫ ОТ ШУМА

Антишумовая ткань, представляющая собой многослойный, но достаточно тонкий сэндвич из звукопоглощающих материалов, создана в Институте технологических исследований Джорджии (США). Портьеры из новой ткани ослабляют уличный шум на семь децибел (уменьшение уровня шума на 3 децибела означает его ослабление вдвое). Некоторые американские больницы уже снабдили свои палаты такой защитой(рис.5).

СУХОЙ ЛЕД ПРОТИВ ТУМАНА

Порошок сухого льда уже давно применяют для рассеивания облаков, а сейчас немецкие метеорологи попробовали использовать его для рассеивания тумана на земле.

В ноябре прошлого года на окутанном густым туманом аэродроме под городом Котбус распылили мелкие гранулы сухого льда (см. рис.6). Сначала видимость только ухудшилась. Но через минуту в воздухе повисли мелкие ледяные кристаллики, вскоре опавшие на грунт. Через четыре минуты туман в радиусе 50 метров совершенно исчез. В этом году готовится более крупномасштабный эксперимент такого рода.

ДЫМ МЕШАЕТ ДОЖДЮ

Изучив данные со специального спутника, измеряющего количество облаков и осадков в тропическом поясе Земли, израильский геофизик Даниэль Розенфельд пришел к выводу, что дым мешает образованию дождя. После сильных лесных пожаров в Индонезии весной 1998 года в этом районе снизилось количество осадков. Дело в том, что дождь начинается тогда, когда мелкие капельки в облаке сливаются в более крупные, которые уже не могут держаться в воздухе и начинают падать. Для этого капельки должны быть крупнее 25-28 микронов в поперечнике. Однако дым состоит из мельчайших частиц сажи, предоставляющих влаге удобное место для конденсации. Капельки значительно более мелкие, чем нужно для начала слияния, конденсируются вокруг дымовых частиц и не имеют тенденции к объединению.

Розенфельд считает, что и загрязненный городской воздух тоже мешает образованию в облаках крупных капель воды.

РАДАР В РУКАХ СПАСАТЕЛЯ

Одна немецкая фирма выпустила портативный радиолокатор для поиска живых людей, засыпанных снежной лавиной или погребенных под обломками зданий после землетрясения. Действие прибора основано на сдвиге частоты сверхкоротких радиоволн при их отражении от движущихся предметов (эффект Доплера). Если заваленный человек дышит, если у него бьется сердце, этих небольших движений достаточно для того, чтобы отраженная волна приобрела чуть-чуть иную частоту (и длину), чем излученная радаром. На обнаружение пострадавшего уходит полминуты. Собака, тренированная для поиска людей под лавинами, чует человека через двухметровую толщу снега, а радар - через восьмиметровую.

Прибор может использоваться и для поиска людей, нелегально пересекающих границу в багажнике автомобиля или в грузовом контейнере.

В рубрике использованы сообщения журналов "Economist" (Англия), "Bild derWissenschaft", "Focus", "PM Magazin" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Popular Science" (США), "Recherche" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также информация из Интернета.