Академика живописи Николая Михайловича Ромадина называли "последним класиком" еще при жизни. Он "ушел" в пейзаж, и, как сам говорил, каждая его последующая работа становилась продолжением предыдущей. И так без конца. Когда его захватывала очередная картина, он чувствовал себя абсолютно счастливым. А в городе задыхался, не мог найти себе места. В поездках по стране он провел большую часть своей жизни.
Работал Николай Михайлович с невероятным напряжением и страстью целыми днями, начиная с пяти утра и заканчивая очередной этюд уже поздно ночью. Иногда в поисках подходящей натуры преодолевал пешком расстояние в десятки километров. Ромадина можно назвать "живописцем состояний". Он изображал буквально почасовые изменения в природе в течение суток, тонкие моменты перехода времен года, погоды, писал ночью на морозе, чтобы найти и уловить тончайшие оттенки состояний природы. Его заносила пурга, а он сидел в сугробе и продолжал писать, не замечая мороза. Под страшным ливнем Николай Михайлович заканчивал "Грозу" - одну из любимых своих работ. Другая картина - "Млечный путь" - полна философского осмысления, она передает мощь звездного неба и ощущение единства всего мироздания.
Это был настоящий сын природы, и у него существовало что-то вроде общей корневой системы с ней. Какие-то явления вызывали у него порой слезы. Спокойно, равнодушно, сторонним взглядом искать подходящий объект он не мог. Но такое волнение души вызывала у Ромадина лишь природа натуральная, естественная. Помнится, когда мы с ним путешествовали по Италии, я видела, как его раздражают подстриженные деревья и кустарники. Считал, что люди тем самым уродуют их. Он любил природу "в чистом виде".
В дневниках, которые Н. М. Ромадин вел всю свою жизнь, есть такая запись: "В искусстве человек раскрывает свою душу, а не окружающие его предметы". А душа у него была необыкновенная. И его картины притягивали и продолжают притягивать зрителей потому, что они наполнены добротой, глубоким чувством любви ко всему живому.
Точнее всего восприятие зрителей, как мне кажется, выразил наш замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский: "Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя в сумерках…"
Недавно в издательстве "Белый город" вышла книга, составленная моим братом, художником Михаилом Ромадиным. Я продолжила работу и подготовила к публикации дневники Николая Ромадина.
"Записки художника" - та часть дневников, где он рассказывает о родителях, о трудном детстве и юности в городе Самаре, о том, как, вопреки желанию отца, все же пошел учиться на художника. И еще здесь приводится рассказ о встречах с живописцем Михаилом Васильевичем Нестеровым. Эти строки позволяют нам заглянуть в святая святых - творческую мастерскую художника.