ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВЗМШ
1. Известно, что у одних видов животных потомство появляется на свет в течение всего года, а у других - лишь в определенные сезоны. Приведите примеры животных с этими двумя стратегиями размножения (всего - не более пятнадцати), по возможности относящихся к разнообразным систематическим группам. Каковы преимущества и недостатки у каждой из стратегий? Поясните, используя предложенные вами примеры, проявляются ли эти преимущества и недостатки у всех животных или лишь у части из них.
2. Какие особенности строения, физиологии, образа жизни и поведения характерны для животных, которые питаются а) быстро передвигающимися организмами, б) планктоном, в) организмами, обитающими в почве? Приведите по одному-два примера к каждому из ваших соображений.
3. Вам дали свежесрезанный лист неизвестного растения. Предложите как можно больше способов, позволяющих определить, какая сторона у листа верхняя, а какая - нижняя (в оборудовании вы не ограничены). Являются ли эти способы универсальными или для некоторых растений (каких?) они могут "не сработать"?
4. Бедный студент Дима К. купил два лимона и положил их в холодильник. Через неделю, собравшись попить чаю, Дима обнаружил, что один лимон по-прежнему свежий и хороший, а другой сгнил. Почему так получилось? Дайте как можно больше вероятных объяснений.
5. Доверившись рекламе, можно подумать, что главное в моющих средствах - максимально эффективное удаление загрязнений, а в инсектицидах - полнота истребления вредных насекомых. Однако экологи не согласятся с подобной трактовкой и заметят, что данные препараты должны удовлетворять еще многим требованиям. Перечисли те эти требования.
6. В поселке N, расположенном в глухой тайге, произошла вспышка опасного заболевания людей. Как выяснить наиболее вероятный путь, по которому попал в поселок его возбудитель? Если болезнь является природно-очаго вой, то как установить границы этого очага? Какие меры позволят снизить угрозу повторных вспышек болезни?
7. Предложите различные методы, с помощью которых можно экспериментально определить суточные энергозатраты животного (в качестве примеров рассмотрите гусеницу тутового шелкопряда, ужа, мышь и человека). Какие из этих методов, по вашему мнению, дадут наиболее точную информацию, а какие чреваты ошибками и почему? Какие из методов легче реализовать на практике, а какие труднее? (Имейте в виду, что ответы на эти вопросы могут зависеть от особенностей изучаемого животного.)
8. В каких случаях для передачи и получения информации от животного к животному целесообразно использовать химические соединения? Подтвердите примерами ваши соображения и поясните, почему в этих ситуациях химический способ обмена информацией оказывается оптимальным.
(Во вступительном задании использованы материалы 51-й биологической олимпиады школьников, ежегодно проводимой на биофаке МГУ.)
Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - задачи 4-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.
Работу следует выполнить в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).
Работа должна быть отправлена не позднее 15 мая 2002 года (по почтовому штемпелю). Наш адрес: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.