Как дивно хороши наши летние ночи! Кто из нас, вдыхая с наслаждением теплый ночной воздух и задумчиво глядя на темно-синее небо, усеянное таинственно мигающими звездочками, невольно не отдавался сладким грезам? Да, отрадно засыпать под тихий шелест деревьев и потом, проснувшись от веселого щебетания пернатых певцов, спокойно любоваться дивной картиной окружающей нас природы, когда царственное светило так медленно, так величаво выплывает из-за гряды золотисто-пурпурных облаков! Но зимой… Кто из нас захотел бы провести хоть одну ночь под этим самым темно-синим звездным небом?
А ведь сколько несчастных существ вынуждены судьбой проводить бесконечно длинные холодные ночи под покровом этого прекрасного неба!..
Где прячутся эти пасынки судьбы от нестерпимых зимних морозов? Где ютятся они в дождливые, холодные ночи?
Этим вопросом занялись теперь многие ученые, и не один серьезный труд посвящен исследованию жизни бесприютных бедняков.
Недавно американский профессор Уорд, переодевшись в костюм бродяги, предпринял довольно продолжительное путешествие с целью близкого ознакомления с бытом беднейшего населения Америки. Но вернувшись из своего странствования в самом угрюмом настроении, профессор наотрез отказался от всевозможных расспросов и таким образом лишил нас малейших разъяснений.
"Научное обозрение", 1901 г.
ПРИЧИНЫ ДОРОГОВИЗНЫ
Товар не поступает в продажу непосредственно от производителя в руки потребителя, а проходит обыкновенно через ряд посредников-торговцев. Сначала закупает продукты крупный оптовый торговец, затем продает их среднему; этот перепродает мелочному, от которого, наконец, товар приобретается уже самим потребителем.
Конечно, такое посредничество обходится не даром: цена продукта значительно возрастет, пока он попадет к потребителю; разность в цене остается в руках торговцев. Покупая в чайном магазине фунт чаю за 2 руб., видим ли мы в этой молчаливой цифре, кроме денег, заплаченных китайцу-производителю, кроме стоимости перевоза, еще и значительный процент, накинутый и оптовым, и мелочным торговцем?
В современном общественном строе отдельные люди, обладающие капиталом, берут на себя труд доставления товара от производителя потребителю. В интересах общества иметь достаточное количество торговцев, которое необходимо для правильного распространения производимых продуктов. Но так как отдельные люди в своих поступках руководятся по преимуществу эгоистическими мотивами, не заботясь об общем благе, то число торговцев регулируется не действительной потребностью в них, а размерами торгового процента: чем выше процент, тем больше устремляется людей в торговлю. Когда торговцев мало, они устанавливают монопольные цены; когда число торговцев увеличивается, то цены, правда, от конкуренции понижаются, но в обществе тогда получается громадная армия людей, занимающихся торговлею. Но большей частью между торговцами, когда их много, устанавливается молчаливое соглашение на цены и благодетельное влияние конкуренции парализуется.
Следующие цифры покажут, во что превращается в руках мелких торговцев оптовая цена продуктов. Вино, покупаемое на местах по 50-60 сантимов за литр, продается в Париже за 1,5-2 франка; в Марсели отборный рис стоит 16 сантимов фунт, в Париже рис обыкновенный – 50 сант. фунт; на кофе накидывается в Париже сравнительно с Марселью 30-35%.
Вследствие этого неудивительной станет та картина, которую мы видим во Франции: приблизительно десятая часть населения живет торговлею. То же и в Бельгии, и некоторые экономисты считают, что без вреда для дела число лавочек можно было бы сократить раз в 10.
У нас в России прибыль торговцев еще выше, особенно в деревнях и глухих местах.
"Самообразование", 1901 г.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ С.-А. СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ?
Не только иностранцы, но даже и жители Соединенных Штатов не все правильно произносят фамилию президента (по-английски он пишется Roosevelt). Одни произносят Рузевельт, другие – Росвельт, третьи даже Розенфельд. На днях сам президент в письме к редактору одной большой нью-йоркской газеты разъяснил, что его фамилию следует произносить: Розевельт.
"Природа и люди", 1901 г.