ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• Распространившаяся с легкой руки Лайнуса Полинга теория мегавитаминной терапии (Полинг, химик по образованию, советовал для профилактики простуд и гриппа принимать ежедневно по несколько граммов аскорбиновой кислоты) давно подвергается критике со стороны врачей. Исследование 573 американцев среднего возраста, принимавших по полграмма витамина С в день, показало, что стенки их артерий утолщены в 2,5 раза по сравнению с артериями тех, кто получал обычные дозы витамина. А среди курильщиков этот эффект выражен вдвое сильнее. Утолщение стенок сосудов способствует атеросклерозу.

• Группа американских физиков под руководством Лин Вестергард Хэу продолжает эксперименты по замедлению света (см. "Наука и жизнь" № 2, 2000 г.). Сейчас она добилась уменьшения скорости света до полутора километров в час.

• До сих пор поиск сигналов от внеземных цивилизаций вели в радиодиапазоне. Сейчас несколько групп астрономов начали поиск световых сигналов типа лазерных вспышек или длительного лазерного излучения.

• За последние 40 лет толщина пакового льда в Арктике уменьшилась в среднем на 130 сантиметров.

• Японская фирма "Дайкин" сконструировала кондиционер, устанавливающий температуру в комнате по результатам измерения температуры кожи у находящихся в ней людей. Для этого, правда, надо носить на пальце кольцо с датчиком температуры, который передает свои измерения кондиционеру инфракрасным лучом.

• Французские автомобилисты ежегодно выбрасывают 368 тысяч тонн изношенных покрышек. Лишь четверть этого количества используется как вторичное сырье.

• Католические богословы насчитывают сейчас 219 видов ереси.

• Самую маленькую снежинку синтезировали американские химики. Она состоит всего из шести молекул воды.

• Температура лошади во время быстрого бега может подниматься до 46 градусов Цельсия.

• В университете города Детройт (США) создан антибиотик, распадающийся под действием солнечного света. Таким образом предотвращается его накопление в окружающей среде.

• Пластиковая бутыль объемом два литра весит сейчас на 27 процентов меньше, чем в 1990 году, а прочность ее не уменьшилась.

• Химики, исследующие метеорит Альенде, упавший в Мексике в 1969 году, обнаружили в нем фуллерены - молекулы, состоящие из атомов углерода и имеющие форму футбольного мяча. Это первый случай находки фуллеренов в метеорите.

• Как показали микробиологи из Токийского университета, звук определенной частоты стимулирует деление бактерий, а звук другой частоты полностью прекращает их размножение. Возможно, это открытие удастся применить в медицине.

• Смоделировав на компьютере физиологию брахиозавра, немецкий биолог Ханс-Христиан Гунга рассчитал, что гигант весил 74,4 тонны (раньше считалось, что вес брахиозавра составлял 50 тонн), в день потреблял 360 килограммов растительной пищи. Сердечная мышца, накачивавшая кровь в мозг через восьмиметровую шею, весила 386 килограммов. Давление крови достигало почти одной атмосферы (около 450 миллиметров ртутного столба). Объем крови в теле составлял 3659 литров, объем легких - почти 6 кубометров.

• Уже известно около 500 видов микробов, живущих во рту, а недавно группа микробиологов из США открыла еще 31 вид.

• Рекордно тонкую литиевую батарейку для наручных часов выпустила японская фирма "Мацусита". Толщина батарейки размером примерно с нашу двухрублевую монету всего 0,508 миллиметра.

• Ежегодно из-за врачебных ошибок в США умирают от 44 до 98 тысяч человек.

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных изданий: "Economist" и "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "РМ Magazin" (Германия) , "National Geographic" и "Popular Science" (США), "Ciel et Espace", "Recherche", "Science et Vie", "Science et Vie Junior" и "Sciences et Avenir" (Франция).