Однако сфера применения вычислительной техники быстро расширялась, причем именно за счет продвижения в сторону традиционных практических задач в различных областях деятельности человека. На первых порах это были разнообразные экономические расчеты, хранение и обработка архивных данных, управление технологическими процессами.
С появлением в середине 80-х годов персональных компьютеров, доступных не только предприятиям, но и отдельным людям, спектр решаемых компьютером практических вопросов начал экспоненциально расти. Сегодня не менее 40 процентов ПК приходится на домашних пользователей, а 90 процентов вычислительных мощностей всех компьютеров (в том числе и на предприятиях) используются для автоматизации разнообразной рутинной работы. При этом рост производительности труда достигается не только за счет увеличения скорости выполнения тех или иных операций, но, главным образом, благодаря объединению воедино нескольких разрозненных функций. Это дает возможность даже неискушенному пользователю решать задачи, доступные ранее только профессионалам.
ОФИСНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПАКЕТЫ
Среди обилия прикладного программного обеспечения можно выделить группу программ, которые решают задачи самого широкого назначения и поэтому в той или иной степени нужны каждому пользователю компьютера независимо от его профессии. В последние годы такие программные пакеты принято называть офисными.
Хотя созданием офисных программ занимаются многие мировые разработчики (например, Corell и Sun), лидирует в этой области корпорация Microsoft (Майкрософт), фактически задающая стандарты подобного программного обеспечения. Стоит отметить, что для достижения рыночного успеха продуктам Microsoft около десяти лет назад пришлось вступить в жесткую конкурентную борьбу с тогдашними фаворитами, например текстовым редактором WordPerfect и электронными таблицами Lotus 1-2-3.
Начав разработку офисных пакетов, Microsoft сразу же поставила целью создание не отдельных программ, а целого комплекса взаимосвязанных и взаимно дополняющих приложений под названием Microsoft Office (Майкрософт Офис). По мере развития системы в ней появлялись новые приложения, а также расширялись функции ранее созданных программ, удовлетворяя растущие требования "среднестатистического" пользователя. За последние шесть лет Microsoft выпустила четыре версии MS Office: 4.0 (1996 год), 95 , 97 и 2000. Последняя версия (MS Office 2000) продается в виде пяти выпусков с разным составом программ: "Стандартный", "Для малого бизнеса", "Профессиональный", "Расширенный" и "Для разработчиков". Комплект "Для разработчиков" (точнее Developer Edition, так как он поставляется только в англоязычном варианте) в отличие от других выпусков содержит дополнительные средства программирования. В состав "Расширенного" выпуска входят следующие приложения: Word (Ворд), Excel (Эксэль), Access (Эксэс), PowerPoint (ПауэрПойнт), Outlook (Аутлук), FrontPage (Франт Пэйдж), Publisher (Паблишер), PhotoDraw (ФотоДро), Инструменты для малого бизнеса. Дадим краткое описание этих программ.
1. WORD - ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР
Текстовый процессор - исторически самое первое и наиболее широко используемое офисное приложение: писать и оформлять тексты нужно всем. Еще десять лет назад подобные программы назывались "редакторами", но сегодня этот термин уже не отражает их возросшие возможности.
Появление текстовых процессоров радикальным образом изменило даже не технологию, а, если хотите, сам подход к созданию разнообразных текстов, начиная от рапорта начальнику об отпуске и заканчивая литературным произведением. Раньше на подготовку объемного документа, например отчета о научно-исследовательской работе на 100 страницах, уходило до месяца работы нескольких человек (не считая подготовки рукописного варианта). При этом львиная доля времени тратилась на объяснения машинистке, как разобраться в рукописи (помните интермедию в исполнении Владимира Винокура: "здесь играем, здесь не играем, на это вообще не смотрите, а этот кусок - на обратной стороне" и т.д.), потом на проверку, что получилось, и повторные объяснения машинистке, что нужно исправить. А когда отчет был готов, оказывалось, что пропущены один раздел и несколько параграфов. Сколько проблем вызывала подготовка и вставка иллюстраций - не стоит и вспоминать...
Сегодня функции текстовых процессоров выходят далеко за рамки работы собственно с текстами (набор, редактирование, форматирование, автоматическая проверка правописания, составление автореферата и т.д.). Word позволяет создавать в тексте разнообразные таблицы, графики, иллюстрации, формулы и пр. с их автоматической нумерацией и формированием перекрестных ссылок. В результате пользователь может подготовить сложный документ практически неограниченного объема с использованием графических материалов и разнообразного форматирования.
И все же подчеркнем, что для подготовки "чисто текстовых" документов вполне достаточно возможностей программы WordPad, поставляемой с операционной системой Windows.
2. EXCEL - РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ
Эта программа нужна всякому, кто имеет дело с данными, представленными в виде таблиц. Именно в таком виде можно представить большую часть информации о нашей повседневной деятельности: адресные книги, картотека видеокассет, учет домашних расходов и пр.
В таблицах могут находиться данные самого разного формата (символьные строки, даты и пр.), но в целом, конечно же, пакет Excel ориентирован на обработку числовых данных. Самый простой пример - суммирование по столбцам и строкам таблицы. Ненамного сложнее вычислить значение заданных самим пользователем функций (скажем, процентный рост расходов на ведение домашнего хозяйства по статьям). Одна из наиболее привлекательных возможностей пакета - быстрое и наглядное представление данных в виде разнообразных графиков, диаграмм, карт.
СОСТАВ ПРИЛОЖЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВЫПУСКАХ MICROSOFT OFFICE
Приложения |
Назначение |
Стандартный |
Для малого бизнеса |
Профессиональный |
Расширенный |
Access |
Система управления базами данных |
|
|
• |
• |
Excel |
Электронные таблицы |
• |
• |
• |
• |
FrontPage (англ.) |
Инструмент для создания и поддержки Web-узлов |
|
|
|
• |
Outlook |
Диспетчер электронной почты и планирования работы |
• |
• |
• |
• |
Photo Draw |
Редактор деловой графики |
|
|
|
• |
PowerPoint |
Программа подготовки презентаций |
• |
|
• |
• |
Publisher |
Настольная издательская система |
|
• |
• |
• |
Word |
Текстовый процессор |
• |
• |
• |
• |
Инструменты для малого бизнеса |
Диспетчер контактов и заказчиков |
|
• |
• |
• |
Электронные таблицы - идеальное средство для организации учета, обработки экспериментальных данных, составления отчетов самых разнообразных форм.
3. ACCESS - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
Появление Access в составе офисных программ в 1992-1993 годах можно с полным правом назвать знаменательным событием, ведь до этого считалось, что создание систем управления базами данных (СУБД) - удел исключительно опытных профессионалов.
Не нужно пугаться: СУБД - это совсем не так страшно, как может показаться. На самом деле описанные выше электронные таблицы Excel - это тоже фактически небольшая система управления базой данных, то есть упорядоченным набором структурированной информации. Но электронные таблицы имеют два ограничения: объем, задаваемый емкостью оперативной памяти компьютера, и двумерное представление данных в виде строк и столбцов.
Реляционные СУБД (практически все реально используемые сегодня системы, в том числе и Access, относятся к категории "реляционных") работают с теми же таблицами, но при этом данные хранятся на внешних носителях информации, а таблицы связаны между собой перекрестными ссылками.
Самый простой пример такой организации данных - ведение каталога коллекции звуковых компакт-дисков. В одной таблице можно хранить полные сведения об авторах песен, в другой - об исполнителях, а в третьей - данные об отдельной песне. При этом последняя таблица будет иметь необходимые ссылки на первые две, так что пользователь может легко по названию песни выяснить, например, день рождения ее автора.
Access - это очень популярная и полезная СУБД, которая может использоваться для создания как небольших локальных, так и весьма серьезных профессиональных систем. Кстати, изучение Access и технологии разработки СУБД весьма полезно для продвижения от азов программирования к решению сложных производственных задач.
4. POWERPOINT - ПОДГОТОВКА ВИЗУАЛЬНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Программы, подобные PowerPoint, появились относительно недавно, но сегодня они стали надежным помощником всех, кому хотя бы иногда приходится выступать с лекциями или докладами перед аудиторией (которая порой может быть представлена только одним слушателем).
Прежде считалось, что иллюстративный материал требуется только для докладов, в ходе которых нужно показывать сложные таблицы, графики и математические формулы. Сегодня общепринятым стилем становится визуальное отображение основных тезисов даже простого текстового доклада.
Все, кто когда-нибудь делал технические доклады (защита дипломного проекта или отчет на научно-техническом совете), могут вспомнить, что подготовка текста 15-минутного сообщения занимала максимум один-два дня. А на создание десятка плакатов или слайдов уходило не менее месяца работы, причем сначала эскиз рисовал сам докладчик, а потом работал профессионал-чертежник. За последние годы число "докладчиков" резко возросло (например, за счет появления менеджеров по продажам), причем им приходится выступать не раз в полгода, а почти еженедельно, постоянно меняя содержание выступлений и иллюстрации.
С помощью программ типа PowerPoint десяток слайдов можно сделать всего за один-два часа силами одного человека - самого автора. А если в будущем потребуется внести какие-то исправления, то это займет считанные минуты.
Для слушателей демонстрация подготовленных материалов проходит примерно также, как и при традиционном показе слайдов, но кроме статичных изображений можно использовать звук, видео, различные визуальные эффекты.
Кстати, PowerPoint можно применять не только для выступления перед аудиторией. Многие домашние пользователи работают с этой программой, например, при создании графических заставок для своих видеофильмов.
5. OUTLOOK - ВАШ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИСПЕТЧЕР
Хотя программа Outlook появилась всего несколько лет назад, она уже стала предметом первой необходимости для многих пользователей. Outlook включает адресную книгу, дневник для текущих записей, еженедельник для планирования деятельности, осуществляет связь с внешним миром через электронную почту, а также выполняет многие другие полезные функции.
Большинство людей постоянно носят с собой записную книжку и, если забывают ее где-то, оказываются как без рук. Стоит вам начать пользоваться программой Outlook, вы тут же поймете, как много времени потеряли, работая без нее.
Одна из наиболее впечатляющих функций этого приложения - совершенно новые автоматизированные возможности по планированию работы и контролю за выполнением дел. Включив утром компьютер и загрузив Outlook, вы тут же получите напоминания о всех делах, запланированных на день. И даже о том, что кого-то из ваших близких нужно поздравить с днем рождения, о чем вы совсем забыли в круговороте будней. В течение всего дня программа будет напоминать о запланированных событиях с точностью до секунды.
Outlook можно эффективно использовать и для планирования групповой деятельности. Например, при работе в одной компьютерной сети предприятия вы можете посмотреть с помощью Outlook расписание свободного времени сотрудников, которых хотели бы пригласить на совещание, автоматически выбрать наиболее удобное для всех время и "застолбить" его в планах приглашенных (у каждого из них тут же появится соответствующее уведомление).
Кроме того, Outlook включает многофункциональную систему по управлению электронной почтой и телефонной связью.
Если же из всех функций Outlook вам нужна только почтовая система, вы можете ограничиться возможностями программы Outlook Express, входящей в состав Windows.
6. FRONTPAGE - СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ WEB-УЗЛОВ
Кто хотя бы несколько раз заходил в Интернет, отлично представляет, что такое Web-узлы: это набор специально оформленных Web-страниц, связанных между собой перекрестными ссылками. Еще пять лет назад считалось, что создание Web-узлов - удел узкой касты профессионалов. А 99,99...% пользователей Интернета оставались "читателями", но не "писателями" и уж тем более не "верстальщиками".
Но ситуация быстро меняется. Сегодня уже никого не может удивить появление персональных Web-узлов. Как говорится в одной из шуток на эту тему, "Вы больны Интернетом: у вашей собаки также есть своя Web-страница". Впрочем, сейчас это высказывание для многих уже не шутка, а реальность. Попробуйте создать собственный персональный Web-узел о своей работе, хобби, путешествиях и пр. Многие Интернет-провайдеры предоставляют бесплатно необходимый адрес и до 50 Мбайт для размещения вашей информации, что более чем достаточно для начала. Вы сразу увидите, что это не только увлекательное, но и полезное занятие. Может быть, на вашей странице не будет информации, интересной для всего мира, но она, несомненно, привлечет внимание ваших друзей и близких. С помощью своего Web-узла вы можете, например, собрать вместе многочисленных родственников, разбросанных по всему свету. А это уже немало.
FrontPage поможет вам создать и развивать свой Web-узел. Для его использования не нужно знать программирование - необходимо только желание освоить программу. Кстати, профессия Web-мастера сегодня - одна из дефицитных и престижных. И FrontPage поможет вам овладеть ей.
Если же вы сомневаетесь, стоит ли тратить деньги на приобретение дополнительных программ, имейте в виду, что в состав Windows входит программа FrontPage Express, с помощью которой можно сделать довольно много первых шагов в освоении Web-дизайна.
7. PUBLISHER - НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА
Как уже говорилось, Word помогает делать достаточно сложные текстовые документы с разнообразным графическим оформлением. Но получить с его помощью высокое полиграфическое качество невозможно. Для этого следует воспользоваться настольной издательской системой Publisher, недавно появившейся в составе MS Office.
Хотя многие функции Word и Publisher пересекаются, но все же основная задача Word - формирование содержания документа, а Publisher - реализация документа в виде высококачественного полиграфического издания. Наиболее часто Publisher применяется для изготовления красочных буклетов, каталогов, пригласительных билетов, меню для званых приемов, поздравительных адресов и т.д. Программа содержит все необходимые для этого инструменты, шаблоны и заготовки. Большая библиотека макетов предоставляет возможность познакомиться с опытом, накопленным профессиональными издателями и дизайнерами.
Одна из основных функций программы PhotoDraw - обработка изображений, полученных с фотографий. Из настоящего фото вашей собаки вы можете сделать почти квадратного монстра, чтобы напугать хулиганов, или совсем стройного ризеншнауцера.
8. PHOTODRAW - РЕДАКТОР ДЕЛОВОЙ ГРАФИКИ И ИЗОБРАЖЕНИЙ
Для достаточно простого редактирования графических изображений может хватить программ Paint и Imaging, входящих в состав Windows. Но для более сложных операций потребуются инструменты посерьезнее.
Ранее обработка изображений также была сферой деятельности высококвалифицированных профессионалов, и лидирующее положение здесь уже давно занимают известные системы Adobe PhotoShop и Corell Draw. Однако сегодня такие задачи все чаще нужно решать и "обычным" пользователям. Например, если вы занимаетесь фотографией, то компьютерная обработка может существенно повысить качество изображений, "вытянуть", казалось бы, совсем испорченные, но очень дорогие вам кадры. Работа с графикой просто обязательно понадобится для красивого и оригинального оформления своего Web-узла, печатных изданий или презентаций в PowerPoint.
Хотя PhotoDraw пока несколько уступает возможностям упомянутых выше продуктов компаний Adobe и Corell, его функций вполне достаточно для решения многих полезных задач на высоком уровне. При этом надо иметь в виду, что один профессиональный графический пакет стоит примерно столько же, сколько весь комплекс программ MS Office 2000.
9. ДИСПЕТЧЕР КОНТАКТОВ И ЗАКАЗЧИКОВ
Эта программа появилась впервые в составе MS Office 2000. Она предназначена для управления базой данных со сведениями о деловых партнерах (поставщиках и покупателях), для контроля за сделками и финансовым состоянием малого предприятия.
В принципе эти задачи можно выполнять и с помощью других программ из состава Office, но все же удобнее использовать специализированный инструмент. Кроме того, проблема заключается в том, что такие сведения часто накапливаются в разных программах (что-то лежит в Outlook, что-то в системе бухгалтерского учета), а руководителю малого предприятия нужно для анализа и контроля собрать воедино всю нужную информацию.
Кстати, Диспетчер имеет в своем составе фильтр, позволяющий переносить в него и обрабатывать данные из наиболее популярной в нашей стране бухгалтерско-учетной системы "1С:Предприятие".
ФУНКЦИЙ МНОГО, НО... НЕДОСТАТОЧНО
Итак, мы видим: офисных пакетов довольно много и каждый из них обладает огромными возможностями. Но в практической работе часто оказывается, что вам все же не хватает каких-то функций. Или обнаруживается, что предлагаемая схема обработки информации не очень подходит для вас.
Оказывается, офисную программу можно сделать более удобной, реализовав в ней функции, которых изначально не было, или объединив несколько разрозненных программ в единый комплекс. Такие возможности дает программа Microsoft Office Extensions (или дополнения для Microsoft Office).