№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ДИНАМИКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Жанр популярной науки в нашей стране любим издавна. Первые издания такого рода датированы серединой XIX века, а "Занимательная библиография", которую вот уже четвертый год ведет на страницах журнала Ю. Морозов, насчитывает тысячи наименований книг и журнальных статей. И список этот, судя по всему, будет расширяться и дополняться. При Удмуртском государственном университете (г. Ижевск) на базе международного научного журнала "Регулярная и хаотическая динамика" сформировался научно-издательский центр с тем же названием. Он выпускает учебную и научную литературу, учебники для школ и вузов физико-математического профиля, журналы, в том числе журнал для юношества "Империя математики", и научно-популярные книги (полный издательский план можно найти на сайте www.rcd.com.ru).

Несомненной удачей нового издательства может по праву считаться перевод книги Джоржа Гамова и Маврина Стерна "Занимательная математика", сделанный Ю. А. Даниловым.

Уроженец России Джордж (Георгий Антонович) Гамов - видный американский физик-теоретик. Он ввел понятие "туннельного эффекта", вместе с Эдвардом Теллером разработал теорию бета-распада, создал модель "горячей Вселенной" и "Большого взрыва", впервые четко поставил проблему генетического кода. Его перу принадлежит множество научно-популярных книг ("Создание Вселенной", "Звезда, названная Солнцем", "Квантовая механика", "Биография физики", "Мистер Томкинс в стране чудес", "Мистер Томкинс исследует атом" и др.).

Гамов был человеком веселым и остроумным, любил шутки и розыгрыши. В книге о строении ядра, выпущенной в 1937 году Оксфордским университетом, он сослался на публикацию Льва Ландау в несуществующем журнале "Червонный гудок". Профессор Я. Смородинский, много лет бывший членом редколлегии журнала "Наука и жизнь", рассказывал, что он тщетно разыскивал это странное издание в библиотеках... Написав совместно с коллегой Альфером работу по космологии, Гамов взял в соавторы теоретика Ханса Бете (кажется, даже без его согласия), чтобы в статье о "Большом взрыве", породившем Вселенную, прозвучал намек на начало всего (альфа, бета, гамма).

"Занимательная математика" Гамова и Стерна привлекает внимание красотой и оригинальностью задач, поданных в виде небольших рассказов. Многие их сюжеты были подсказаны авторам коллегами - известным астрофизиком академиком Виктором Амбарцумяном, гидро- и аэродинамиком Теодором фон Карманом, биохимиком Альбертом Сент-Дьерди. Но большую часть задач придумали сами авторы. Книгу с удовольствием будут читать даже те, кто не увлекается математикой: она насыщена юмором, в полной мере присущим как авторам, так и переводчику. И лишь одно может огорчить любителя жанра занимательной литературы. Книга начала создаваться в 1956 году, и за истекшее время ряд ее сюжетов успел "разбежаться" по страницам журналов и газет без ссылки на истинных авторов.

Предлагаем рассказ-задачу из "Занимательной математики", родившийся из простого житейского наблюдения.

ПРОХОДЯЩИЕ ПОЕЗДА

В небольшом городке на северо-западе США жил вышедший на пенсию машинист Уильям Джонсон. Железнодорожная магистраль, на которой он прослужил долгие годы, проходила через городок. Мистера Джонсона мучила бессонница, и он частенько просыпался среди ночи и не мог заснуть до утра. Иногда в подобных случаях мистер Джонсон отправлялся на прогулку по пустынным улицам городка и неизменно приходил к переезду. Там он стоял, задумчиво глядя на рельсы, пока мимо, словно возникнув из ночной тьмы, не проносился поезд. При виде мелькающих вагонов на душе у мистера Джонсона становилось легче, он брел к себе домой и засыпал.

Спустя некоторое время мистер Джонсон сделал прелюбопытное наблюдение: большинство поездов, которые он видел на переезде, шли в восточном направлении и лишь немногие - в западном, между тем местеру Джонсону было прекрасно известно, что на этой линии на восток и на запад ходило одинаковое количество поездов, причем "восточные" и "западные" поезда чередовались. Мистер Джонсон уже было решил, что ошибся в своих подсчетах, и, чтобы избавиться от сомнений, обзавелся блокнотом, в котором стал отмечать буквами "В" и "3" проходившие мимо поезда в зависимости от того, в каком направлении они шли. К концу первой недели набралось пять "В" и только две "3". Наблюдения на следующей неделе дали такое же соотношение.

- Может быть, все дело в том, что я просыпаюсь ночью в одно и то же время, - подумал, мистер Джонсон, - и прихожу к переезду незадолго до прохождения поездов, идущих на восток?

Озадаченный, мистер Джонсон решил предпринять строгое статистическое изучение проблемы и распространить наблюдения на дневное время. Он попросил своего приятеля составить для него длинный перечень произвольно выбранных моментов времени, например 9.35 утра, 12.00 - полдень, 3.07 дня и т. д., и, стоя у железнодорожного переезда, скрупулезно отмечал поезда, проходившие в указанное в перечне время на восток или на запад. Но все было тщетно: результат оказался тем же, что и прежде. Из ста поездов, проследовавших через переезд мимо мистера Джонсона, около семидесяти пяти шли на восток и только двадцать пять - на запад. В отчаянии мистер Джонсон даже позвонил в депо ближайшего большого города, пытаясь выяснить, не направлялись ли "восточные" поезда по какой-нибудь другой линии, но его заверили, что ничего подобного не происходило, все поезда следуют точно по расписанию и что поездов, идущих в восточном направлении, ровно столько же, сколько идущих на запад. Таинственное предпочтение поездов к направлению на восток довело мистера Джонсона до отчаяния. Он совсем потерял сон и тяжело заболел.

Местный врач, к которому обратился мистер Джонсон, был большим любителем математики и на досуге собирал задачи-головоломки.

- Это что-то новенькое, - заключил он, когда мистер Джонсон поведал ему о причинах своих треволнений. - Впрочем, минуту! Ведь должно же существовать какое-то рациональное объяснение!

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее