ТАБАКЕРКА С ПОРТРЕТОМ АДМИРАЛА

М. САРЫЧЕВА, научный сотрудник Музеев Московского Кремля.

Иногда приходится только удивляться, каким образом история сохраняет имена одних людей и совершенно стирает из памяти имена других. Случается, что человек, некогда обласканный властью и дослужившийся до высочайших государственных чинов, не оставляет заметного следа в истории. Сегодня его краткая биография в редком случае заинтересует специалиста, а при более глубоком проникновении возникает больше вопросов, чем ответов. С этой проблемой связана одна из увлекательнейших областей музейной работы - установление имен людей, изображенных на портретах. Порой удача улыбается исследователю, и "неизвестный" возвращает себе имя. Получаешь истинное удовольствие, видя перед собой конкретного человека, за которым реальная судьба, вплетенная в историю.

Набережная города Архангельска в начале XIX века, художник В. Е. Галямин. Акварель находится в Архангельском музее изобразительных искусств.
Портрет адмирала на серебряной табакерке.
Панорама города Архангельска со стороны Северной Двины и план города, выполненные в технике черни на основании табакерки.
Церковь Святого Мартина в городе Архангельске построена в 1806 году.

В данной статье речь пойдет об атрибуции табакерки с портретом адмирала из собрания Оружейной палаты, поступившей в 1924 году из музея бывшего Строгановского училища. Весь декор выполнен в технике черни Яковом Герасимовым-Моисеевым (1773-1811) в Великом Устюге (мастер имел клеймо "ЯМ"). В конце XVIII - начале XIX века более 30 цеховых серебряников этого города поставляли свои изделия для всей России. Особенно они славились виртуозным владением чернью. Данный способ декорирования позволял помещать на произведениях ювелирного искусства тончайшие, подробно проработанные композиции. Сплав серебра, свинца, серы, меди (или олова), истолченный в мельчайший порошок, втирали в гравированный рисунок. После обжига расплавленная чернь очень прочно соединялась с поверхностью серебряного изделия.

На основании табакерки изображены панорама и план города Архангельска. Вещи, украшенные архитектурными пейзажами, изображениями карт и видов городов, вошли в моду с 80-х годов XVIII века, что было связано с развитием в Российской империи географической науки, с активным освоением севера Сибири и Дальнего Востока. В Оружейной палате хранятся несколько предметов с планами Великого Устюга, Санкт-Петербурга и картой Вологодской губернии. Композиция на табакерке Якова Моисеева взята с гравюры начала XIX века, один из экземпляров которой находится в Государственном историческом музее.

На крышке табакерки представлен профильный портрет военного в круглом медальоне. Вокруг - типичный для стиля ампир декор: военные трофеи (сабля, знамена, пушка, мортира, ядра, лук, стрелы, шлем) - справа и символы мореплавателя (морские журналы, компас, меркуриев жезл-кадуцей, навигационные инструменты) - слева. Вначале решили, что на табакерке изображен М. И. Кутузов (наш герой действительно на него похож). Первая атрибуция была очень скоро отвергнута, так как якоря на воротнике мундира указывали на морского офицера, а именно на адмирала. Позднее в инвентарной карточке этой вещи появились имена первого морского министра графа Н. С. Мордвинова и главы цензурного ведомства, министра просвещения вице-адмирала А. С. Шишкова.

В 2004 году табакерка появилась в каталоге выставки Музеев Московского Кремля "Польза. Честь. Слава. Награды России" (М., 2004. Кат. № 73.). Автор каталожного описания хранитель И. Д. Костина предположительно назвала имя Мартына Петровича фон Дезина (1738-1827). Основанием для атрибуции явилось изображение Архангельска со стороны Северной Двины, поскольку адмирал был главным командиром и военным губернаторм Архангельского порта в период с 1798 по 1811 год. Возникла необходимость уточнения имени изображенного на табакерке.

В собрании гравюр Д. А. Ровинского, ныне хранящемся в фонде ГМИИ им. А. С. Пушкина, найдена акватинта (вид углубленной гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль) А. Осипова с профильным портретом-тондо (круглым) адмирала Мартына Петровича фон Дезина, практически скалькированная на крышку табакерки из Оружейной палаты. Был определен с точностью до года период создания произведения - с 1809 по 1811 год (со времени создания гравюры до последнего года службы М. П. фон Дезина в Архангельске и жизни мастера Якова Моисеева). Внимание привлек один нюанс. На табакерке адмирал имеет крест и звезду ордена Святого Владимира II степени, а на гравюре они отсутствуют. Более пристальное изучение биографии М. П. фон Дезина позволило бы уточнить, когда именно изготовлена табакерка.

Определение времени создания произведения по изображенным на нем орденским знакам - один из распространенных видов атрибуционной работы.

Адмирал, изображенный на табакерке, был кавалером орденов Святого Александра Невского (верхняя звезда и лента через плечо, на которой должен крепиться крест), Святой Анны I степени(крест на шее и, возможно, звезда справа, ее мы не можем видеть), Святого Владимира II степени (звезда и крест на шее) и Святого Георгия IV степени (крест на ленточке на левой стороне груди). Все орденские знаки изображены четко и легко угадываются. Правила ношения наград в дореволюционной России помогают в их определении. Согласно Общему морскому списку, основному источнику для историков флота, М. П. фон Дезин получил крест Святого Владимира IV степени 23 сентября 1793 года. В тот же год его назначили на должность генерал-контролера, то есть он стал во главе одного из департаментов государственного контроля и ревизий. В 1797 году награжден орденом Святой Анны I степени. Будучи уже адмиралом и главным командиром Архангельского порта, 26 ноября 1802 года становится кавалером ордена Святого Георгия IV степени за выслугу лет - 18 кампаний. Его поставили военным губернатором 16 июля 1807 года (то есть он совмещал две должности). К новому назначению приурочено награждение фон Дезина орденом Святого Алексанра Невского. Несоответствие орденов, которыми реально был награжден адмирал, и изображенных на его портрете привело к выводу, что либо ошибочно атрибутировали гравюру в собрании Д. А. Ровинского, либо закралась неточность в Общий морской список.

История, если можно так сказать, пошутила над исследователем. Дело в том, что у Мартына Петровича фон Дезина был младший брат Вилим Петрович, который также был адмиралом. Братья в 1757 году одновременно стали гардемаринами, и их карьерный рост происходил практически параллельно. Даже в "историю" они попали вместе. В русском биографическом словаре приведены слова императрицы Екатерины Великой: "Тот виноват перед отечеством, кто ввел обоих фон Дезинов в адмиралы". Эта нелицеприятная оценка не помешала братьям сделать карьеру. Младший фон Дезин дослужился до сенатора, а старший - до военного губернатора одного из важнейших портов Российской империи. Согласно Общему морскому списку, Вилим Петрович получил орден Святого Владимира II степени в тот же день, что и его брат Святого Владимира IV степени, а именно 23 сентября 1793 года, в день святого покровителя ордена. В остальном награды братьев совпадали. На момент создания гравированного портрета из собрания Д. А. Ровинского только у Вилима Петровича уже был орден Святого Владимира II степени, следовательно, это не могло быть изображение Мартына.

Напомним, что Общий морской список - серьезный источник для историков Российского флота и опубликованные в нем сведения переходят во все биографические исследования. Сомнения стала вызывать атрибуция гравированного портрета из ГМИИ им. А. С. Пушкина, на котором изначально не было никаких пояснительных надписей, за исключением подписи художника и года создания. На одном из трех имеющихся одинаковых листов чернилами, вероятно рукой самого Д. А. Ровинского, подписано: "М. П. фон Дезин". Гравюра и была опубликована с данной атрибуцией. Ответ на все вопросы могла дать перепроверка фактов награждения по месяцесловам или адрес-календарям.

Если бы мы не имели точной датировки гравюры, то, следуя системе старшинства российских орденов, предположили бы, что М. П. фон Дезин получил орден Святого Владимира II степени раньше, чем был награжден более высоким орденом Святого Александра Невского, то есть до 1807 года. Благодаря гравированному портрету известно, что Мартын Петрович не имел ордена Святого Владимира II степени до 1809 года. После просмотра адрес-календарей за 1810 и 1811 годы наши старания увенчались успехом. М. П. фон Дезин значился в месяцеслове за 1811 год в конторах Балтийских портов как главный командир и военный губернатор Архангельского порта, кавалер орденов Святого Александра Невского, Святой Анны I степени, Святого Владимира II степени и Святого Георгия IV степени. Таким образом, адмирал на табакерке - это, несомненно, Мартын Петрович фон Дезин.

Табакерка из собрания Оружейной палаты могла быть заказана в 1810-1811 годах или самим Мартыном Петровичем, или его подчиненными. Возможно, ее подарили по случаю выхода адмирала в отставку. В начале 1811 года высочайшим повелением в архангельский военный госпиталь, где наблюдалась высокая смертность, была направлена комиссия. Следствие выявило многочисленные нарушения и злоупотребления. Были наказаны многие, в том числе и сам М. П. фон Дезин. Его уволили с должности военного губернатора 19 апреля, а из командиров порта - 10 мая с запрещением въезда в обе столицы. В том же году, 12 декабря, Александр I его помиловал и назначил пенсию в размере полного жалования (сведения предоставлены зам. директора Государственного архива Архангельской области Н. И. Шумиловым).

История атрибуции музейного памятника на этом не закончилась. В собрании Государственного исторического музея была обнаружена, если можно так выразиться, "старшая сестра" нашей табакерки (автор выражает глубокую благодарность за помощь хранителю С. Я. Коварской). На ней Мартын Петрович изображен без ордена Святого Владимира II степени. Следовательно, табакерка изготовлена в 1809 (создание гравированного портрета) - 1810 (награждение орденом Святого Владимира II степени) годах. Поскольку отсутствуют клейма, мастер табакерки из ГИМа неизвестен, что указывает на личный заказ самого адмирала. Композиции из военных трофеев и морских атрибутов расположены здесь по бортикам. На оборотной стороне представлена не карта с панорамой города Архангельска, а жанровая сцена в порту. Соответственно, не имея "зацепки" для атрибуции города, сотрудники Исторического музея не могли точно определить имя изображенного на портрете, который все это время ошибочно считался морским министром Н. С. Мордвиновым. Благодаря проделанной работе удалось атрибутировать два памятника - как в Музеях Кремля, так и в ГИМе.

Мартын Петрович фон Дезин, вещи с портретами которого хранятся в двух крупнейших коллекциях нашей страны, родился в Санкт-Петербурге в 1738 году. Ровесник адмиралов С. К. Грейга и Ф. Ф. Ушакова, он участвовал в Донской экспедиции 1769 года и в Русско-турецкой войне 1773 года в отряде вице-адмирала А. Н. Сенявина. Примечательно, что в 1774 году, задолго до своего назначения в Архангельский порт, он командовал кораблем "Город Архангельск". Наш герой был в разные годы капитаном императорской яхты "Екатерина", командовал спуском на воду корабля "Давид Солунский" в присутствии императрицы. В 1788 году, во время русско-шведской войны, под его началом был авангард эскадры адмирала С. К. Грейга в знаменитом Гогландском сражении. В результате данной войны в состав российской империи вошла Финляндия. Правда, М. П. фон Дезин был мало причастен к очередному триумфу русского флота. Известно, что Грейг негодовал и жаловался на него императрице, после чего по высочайшему распоряжению в 1793 году фон Дезин был переведен на должность генерал-контролера в Санкт-Петербургское адмиралтейство.

Посредственный военачальник, Мартын Петрович стал "талантливым" чиновником и вскоре получил орден Святого Владимира IV степени. Его брат Вилим был близок к императору Павлу, так что свет монарших милостей пролился и на Мартына фон Дезина. В 1797 году он был награжден орденом Святой Анны I степени (этот орден был для Павла I любимейшим, после Мальтийского конечно). Главным командиром Архангельского порта Мартын Петрович стал уже 15 марта следующего года. Удача сопутствовала ему и в царствование императора Александра I, вплоть до событий 1811 года, описанных выше. По-видимому, он провел остаток жизни в Санкт-Петербурге, где похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в 1827 году.

Возможно, в Архангельске давно бы забыли имя М. П. фон Дезина, если бы на адмиралтейской стороне в Соломбале (ныне пересечение улиц Терехина и адмирала Кузнецова) в период его службы не была построена и освящена 4 ноября 1806 каменная кладбищенская церковь в честь Святителя Мартина, папы Римского. Мартын Петрович принимал активное участие в организации и финансировании строительных работ, поэтому церковь получила имя его святого покровителя. Церковь Святого Мартина, единственная в Архангельске, не закрывалась в советское время, и вот уже ровно два столетия в ней проводятся богослужения. Храм известен несколькими чудотворными иконами, среди которых мироточивый образ Богоматери Скоропослушницы.

О частной жизни М. П. фон Дезина известно крайне мало. В различных изданиях сообщаются разные годы его жизни: 1738-1827 (Русский биографический словарь), 1737-1821 (М. Р. Федоров. Морской Некрополь Петербурга. - СПб., 2003) и 1738-1821 (В. А. Егоршин. Адмиралы флота. - М., 2004).

В Общем морском списке можно найти нескольких однофамильцев и родственников фон Дезина, среди которых его сыновья Андрей Мартынович (дослужился до капитан-лейтенанта, годы жизни неизвестны) и Николай Мартынович (скончался 26 августа 1840 года). Мартын Петрович фон Дезин без малого 57 лет, по мере способностей и сил, служил России и ее флоту.

Иерархия орденов Российской империи (от высшего низшему):

Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира I ст., Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Владимира II ст., Св. Анны I ст., Св. Станислава I ст., Св. Владимира III ст., Св. Анны II ст., Св. Станислава II ст., Св. Владимира IV ст., Св. Анны III ст., Св. Станислава III ст. Военным орденом Св. великомученика и победоносца Георгия награждали офицеров и генералов за военные отличия. Орден имел четыре степени.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Музей»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее