БАБОЧКИ
Летом 1941 года, когда мне было девять лет, я прочитал очерк "Собирание бабочек" замечательного русского писателя С. Т. Аксакова. Вдохновившись, решил немедленно заняться ловлей бабочек. Мой старший брат тоже прошел увлечение бабочками. Отец сделал ему расправилки и красивую коробку со стеклом. Брат собрал уже большую коллекцию, но в ней не было ни махаона, ни павлиньего глаза, ни других редких бабочек, о которых шла речь у Аксакова.
В начале войны мы жили на окраине Торжка. За нашим домом шло поле, а за ним находилось старинное Богословское кладбище, обнесенное высокой каменной стеной. Эта стена, покрытая изнутри лишайником, меня и заинтересовала. Захватив сачок, я отправился на первую охоту. Не пройдя и ста метров вдоль стены, увидел нескольких ночных бабочек - совок. Они сидели, сложив крылышки домиком, так что рисунок на них сливался с окраской лишайников. Обойдя кругом почти всю стену, заметил очень крупную ночницу, осторожно подкрался и поймал ее сачком. Моей радости не было границ, когда оказалось, что это - голубая орденская лента, в наших краях бабочка редкая. По крайней мере, я ее с тех пор ни разу не встречал. Она сохранилась у меня по сей день, только очень поблекла от времени.
Коллекция быстро пополнялась. Помню, 11 октября 1941 года, за день до страшной бомбежки, после которой наш город практически полностью сгорел, я вновь отправился в сторону кладбища за бабочками. На полянке, заросшей укропом, мне удалось поймать своего первого махаона. Когда дома расправлял его, ощутил нежный цветочный аромат. Позже я узнал, что у каждого вида бабочек - свой запах. Некоторые бабочки пахнут ванилью, резедой, геранью, цветами лимона. Другие, напротив, источают неприятный запах плесени.
После войны я по возможности продолжал собирать бабочек, но от этого занятия отвлекали радиолюбительство и другие технические увлечения. Кроме махаона был пойман и подалирий - вторая в моей коллекции бабочка из семейства парусников.
Вообще, должен сказать, что сама ловля бабочек меня не очень привлекала. Мне было интереснее выводить их из гусениц или куколок. Однако, не имея тогда специального атласа или определителя, я не знал, в какую именно бабочку превратится гусеница. Эта загадка придавала дополнительный интерес процессу выведения. Вместе с гусеницей я брал и образец растения, на котором ее находил. Дома веточку с гусеницей ставил в бутылку с водой. Когда все листья оказывались съеденными, заменял веточку новой. У дневных бабочек окукливание гусеницы обычно происходит на том же растении, на котором она питалась. Личинки и куколки этих бабочек нередко украшены различными шипами и отростками, которые придают им угрожающий вид. Куколка, закрепившись на растении, повисает вниз головой, а у некоторых видов бабочек прикрепляется к веточке еще и пояском из шелковинки. Хотя такое существо и выглядит совершенно мертвым, внутри его происходят потрясающие превращения, зарождаются новые органы и части тела. Через пару недель кокон разрывается - и на свет появляется новорожденная бабочка.
Зимой у нас дома выводились бурая медведица, красная орденская лента и некоторые другие ночные бабочки. Это было настоящим чудом!
Последний раз я ловил бабочку в 1982 году на Кавказе. Мы с сыном шли по горной дороге в Приэльбрусье: слева - вертикальная стена, справа - пропасть. И вдруг на цветок на самом краю пропасти опустилась крупная белая бабочка. Я сразу узнал ее. Это был аполлон из аристократического рода Парнаса, обитающий исключительно в горах. До этого момента я видел такую бабочку только на картинках в книгах. Попросив у аполлона прощения, я поймал его.
Увлекательнейшее занятие - пытаться установить с бабочкой контакт. Поверьте, это не так уж трудно. Вот перед вами бабочка села на цветок. Очень медленно и осторожно поднесите к ней кусочек сахара, смоченного водой. Увидев незнакомый предмет, бабочка наверняка прикоснется к нему хоботком и через некоторое время, потеряв интерес к пресному цветку и перебравшись к вам на руку, примется пить сладкую воду. По моим наблюдениям, бабочка быстро перестает бояться человека и, более того, летит следом, явно прося еще угостить сахаром. Легко "приучаются" большая лесная перламутровка, дневной павлиний глаз, адмирал. Эксперименты с этими бабочками были сняты мною на кинопленку.
У одного из моих соседей по дачному кооперативу есть маленький сын, которого зовут Павел. Однажды мальчик подошел ко мне и сказал: "Я слышал, что вы занимаетесь бабочками. Мне нужно поймать махаона". Я ответил, что занимаюсь в основном не бабочками, а телевидением. Что же касается махаонов, то их надо не ловить, а срочно начинать размножать, чтобы эти бабочки под Москвой стали такими же обычными, как капустницы. И рассказал, как это можно сделать. По-моему, он меня понял.
ПАУК-КРЕСТОВИК
Пауки интересовали меня с детства. Я был поражен, узнав, что существует более тридцати тысяч видов этих животных. Среди них есть совсем крошечные создания, размером менее миллиметра, и великаны, длина туловища которых достигает 11 сантиметров.
Самый обычный в наших местах - паук-крестовик. Мальчишкой мне не раз доводилось наблюдать, как он строит свои ловчие сети, как чинит их и как несется со всех ног к попавшей в ловушку жертве, чтобы быстрее опутать ее клубком новой паутины. Пауки обладают отличной реакцией и скоростью.
Спустя много лет я решил продолжить наблюдения за крестовиком и более подробно изучить его повадки. Подключил к этому занятию и сына. В лесном овраге, среди зарослей бузины и свисающих с деревьев плетей хмеля, мы разыскали подходящую паутину с крупным пауком. Спугнув паука, подставили спичечный коробок и, когда паук в него спустился на паутинке, поймали.
Дома у нас уже было подготовлено все необходимое: обруч диаметром с полметра из толстой медной проволоки, укрепленный на тяжелой подставке и помещенный в таз с водой. На этот обруч мы и посадили пойманного паука. Спустившись на паутинке вниз и коснувшись воды, он стремительно поднялся и некоторое время сидел на обруче "в задумчивости". Потом, отдохнув, начал строить паутину.
Я читал о том, что по форме паутины можно определить состояние нервной системы паука. Исследователи давали мухам разные лекарства, смешанные с сахарным сиропом. Потом этими мухами кормили паука и по виду новой паутины определяли влияние лекарства. Оказалось, что под действием психотропных веществ пауки плетут неимоверно кривую и дырявую сеть.
Наш паук был совершенно здоров и полон сил, в чем мы скоро убедились. Он протянул паутинку вниз, потом, поднимаясь поочередно с двух сторон обруча на половину его высоты, укрепил горизонтальную нить. Через пару часов сплел основу из радиальных нитей, перекрещивающихся в центре. Они были относительно толстые и не клейкие. Известно, что крестовик плетет шесть типов паутины с разными свойствами и каждый тип предназначается для вполне определенной цели (построения основы, ловчей спирали, гнезда и т. д.). Паутина вытягивается из специальных паутинных бородавок - желез, расположенных на конце брюшка (см. "Наука и жизнь" № 3,2002г.). В каждой бородавке около сотни паутинных трубочек, то есть паутинка - это тросик, скрученный из тончайших нитей. Такой тросик в пять раз и более крепче нити натурального шелка, вырабатываемого гусеницей бабочки-шелкопряда. Поэтому еще в Средние века предпринима лись попытки использовать пауков для получения сверхпрочной ткани. Но эта задача оказалась невероятно сложной. Пауки - убежденные индивидуалисты и категорически отказываются работать коллективно. Как знать, может быть, проблему получения уникальной ткани удастся решить в будущем?
При изготовлении основы сети паук шагами отмеряет расстояние между радиальными нитями. Поэтому паутина получается на удивление точной и симметричной.
Но вернемся к нашему пауку. Сделав основу, он перешел к построению ловчей спирали. Тут в ход пошла другая бородавка. Ловчая нить плоская с капельками клея, равномерно нанесенными вдоль нее. Клей очень долго сохраняется в рабочем состоянии и невероятно крепко держит добычу. Если муха или бабочка коснется тенет, оторваться ей не удастся. Что-то я не слышал о том, что рецепт этого клея разгадан. А как бы он пригодился в хозяйстве!
Паук двигался с края паутины к середине по спирали и, помогая себе задними лапками, аккуратно присоединял клейкую нить к радиальным нитям. Дойдя до центра сети, сплел из паутины небольшую площадку, чтобы было удобно здесь сидеть. Вне паутины паук может располагаться и где-нибудь под листиком. Тогда он протягивает туда специальную сигнальную нить, связанную с сетью. Когда жертва попадает в ловушку и начинает дергаться, пытаясь освободиться, паук сразу это замечает, быстро подбегает к ней и своими околоротовыми конечностями - хелицерами, которые работают как два шприца, впрыскивает в добычу яд. Пойманное насекомое мгновенно парализуется, и тем самым предотвращается разрушение паутины. Мелкие повреждения сети паук быстро заделывает. Иногда он всю сеть строит заново, а старую съедает, чтобы повторно использовать ценный материал.
Мы с сыном решили проверить, сколько мух может съесть паук за один раз. Но он вовсе и не собирался их есть. Очередную муху убивал, заматывал в паутину и подвешивал на сети про запас. На двадцатой мухе мы закончили эксперимент. Паук, вернее, паучиха прожила у нас до октября, когда погибла. К сожалению, она не успела вывести потомство. А было бы интересно посмотреть, как строится гнездо, как обеспечивается пропитание маленьких паучков и как они расселяются по лесу, используя в качестве воздушного шара выпущенную по ветру паутинку.
ЖАБА
Когда сыну было девять лет, мы с ним, собирая в лесу грибы, нашли небольшую жабу. Ей очень не понравилось, что мы ее взяли на руки, но активно она не сопротивлялась.
Дома в Москве поселили жабу на кухне. Для этого взяли цветочный глиняный горшок средних размеров, подержали его несколько часов в воде, чтобы намок, затем плоскогубцами отломили от края черепок сантиметров пять шириной и, перевернув горшок вверх дном, поставили под столом. Получилась маленькая конура с комфортным влажным климатом. Жаба сама забралась в горшок и уселась у входа, выглядывая наружу. Около горшка поставили фотографическую кювету с водой и бросили на пол в качестве корма несколько личинок мух - опарышей.
Ближе к полуночи жаба вылезла из своего убежища. Сначала она залезла в кювету и несколько минут посидела в воде. Потом стала неторопливо прогуливаться около стола. Случайно наткнувшись на опарыша, попятилась, затем прицелилась, и через мгновение из ее рта показался и тут же исчез длинный язык. Вместе с ним пропал и опарыш. Расправившись со всеми опарышами и еще немного погуляв, жаба вернулась к себе в горшок.
Жаба прожила у нас до сентября, и мы отнесли ее обратно в лес, туда, где нашли. Надо было дать ей возможность подготовиться к зимовке. Ее вес за время пребывания у нас в гостях увеличился более чем в два раза. Что касается того, что от прикосновений к жабам и лягушкам могут появиться цыпки, то это - полное вранье.
ЕЖ
Впервые я познакомился с ежом в детстве, летом 1942 года, когда после бомбежки нашего города жил в деревне. Я увидел ежа в саду, недалеко от дома. При моем приближении он свернулся в клубок, растопырив иглы, и стал пыхтеть. Я начал его гладить, и еж постепенно успокоился, иголки легли на место. Дождавшись, когда ежик развернется, принес его в дом и поставил перед ним блюдечко с молоком. Еж понюхал молоко и стал лакать. Если вы думаете, что ежи питаются яблоками, которые приносят к себе в норку, наколов на иголки, то явно заблуждаетесь. Еж не травоядное животное и в природе питается жуками, лягушками, змеями и даже птенчиками, если их найдет. Я кормил своего питомца дождевыми червями, которых он ел с жадностью и громким чавканьем.
Однажды мы с сыном набрели на ежа в лесу. Сын упросил меня взять зверька в Москву. Но еж совершенно не подходит для жизни в городской квартире. Весь день он спит где-нибудь за шкафом, а ночью просыпается и начинает гулять по квартире, громко стуча по паркету когтями и не давая спать людям. Поэтому через пару дней мы были вынуждены отвезти ежа назад в лес, и с тех пор эксперимент не повторяем.
ПОПУГАЙ
Попугая я купил в 1977 году у своей знакомой - зоолога, научного работника. Она провела несколько лет в командировке на Кубе и привезла оттуда местных попугаев - кубинских амазонов. Два попугая - Катя и Кока - составляли семейную пару, а третий, по кличке Амиго (по-испански - друг), был выращен моей знакомой с птенцового возраста. Он и стал моим питомцем.
Кубинские амазоны - это крупные, размером с ворону, говорящие попугаи. Основной цвет у них - зеленый, лоб и передняя часть головы белые, на щеках, шее, крыльях и хвосте - участки ярко-красного и желтого цвета.
Амиго прибыл к нам в большой клетке, которую считал своим родным домом, и каждый вечер сам залезал в нее, чтобы спать. Дверцу клетки мы никогда не закрывали. С утра до вечера попугай свободно летал по квартире. Любимой забавой у него были карандаши. Зная, что их трогать нельзя, он незаметно подлетал к письменному столу, круто пикировал, выхватывал очередной карандаш из стаканчика и улетал с ним на шкаф. Взяв карандаш в лапку, начинал откусывать от него кусочки. Мощный клюв позволял попугаю перекусывать карандаш с одного раза. Но ему больше нравилось постепенно превращать карандаш в щепки. Амиго постоянно отвлекался от своего занятия. Когда звонил телефон, спрашивал: "Кто там?" Если кто-нибудь подходил, произносил: "Здравствуй, как дела?" Все, что он говорил, как правило, соответствовало ситуации. Испанского языка он явно не знал.
Питался Амиго, конечно, не карандашами, а овсом, просом и разными крупами. Любил ягоды, фрукты и орехи. Фундук мгновенно разгрызал и ловко извлекал ядрышко, помогая языком. Морковку, как и карандаш, брал в лапку и откусывал кусочки.
Попугай сам придумал интересное развлечение. В комнате на противоположных стенах у потолка я укрепил две жердочки. Амиго пикировал вниз с одной из них, проехавшись животом по голове кому-нибудь из присутствующих, круто взмывал вверх и садился на вторую жердочку. Потом повторял процедуру в обратную сторону.
Но больше всего попугай любил теплый душ. Заслышав шум воды, начинал беспокоиться и кричать. Я сажал его на палочку и относил в ванную. Перед омовением он переворачивался и с радостным криком повисал на палочке вниз головой, распустив крылья. После мытья долго отряхивался и просыхал, распушив перья.
К сожалению, все кончилось печально. Очередная порция овса, купленная на птичьем рынке, оказалась протравленной (по-видимому, была украдена из мешка, приготовленного к посеву). И Амиго погиб. Ветеринары ничем не смогли помочь. Печаль долго не проходила: практически мы потеряли члена семьи.
Через несколько лет бывшая хозяйка попугая собралась в новую командировку и попросила меня приютить на зиму двух ее попугаев - Коку и Катю. Мы согласились и познакомились с еще одной особенностью этих удивительных птиц. Оказалось, что попугаи легко определяют, кто перед ними - мужчина или женщина. Катя терпеть не могла женщин и при первой возможности их кусала. К мужчинам относилась по-дружески и сама забиралась к ним на плечо. Кока действовал с точностью до наоборот. Как попугаи узнают пол человека - для меня загадка.
Семейные отношения Коки и Кати были дружеские и сердечные. Они все время о чем-то переговаривались, чесали друг другу шейку клювом. Насколько мне известно, размножить крупных попугаев в неволе практически невозможно. Им нужно не только предоставить отдельную комнату, но и установить в ней большое бревно с дуплом.
Конечно, это далеко не все истории, о которых хотелось рассказать.
Сколько бы человек ни жил на Земле, он никогда не перестанет удивляться тому, как великолепно все устроено в природе, как многообразны и восхитительны все живые существа.
Статья иллюстрирована фотографиями автора, из Интернета, фотоклипартов и электронной Большой советской энциклопедии.