НАЙДЕН ГЕН СТАРЕНИЯ

Кандидат биологических наук А. ЛУШНИКОВА.

Старение обусловлено не одним, а многими сложными процессами, протекающими в организме. Поэтому найти один-единственный ген, от которого зависит старение, вряд ли удастся — скорее это будет несколько генов. Американский научный журнал “Science” сообщает, что первый ген старения недавно обнаружен группой японских и американских исследователей из Стэнфордского университета в США. Они изучали больных с признаками преждевременного старения — синдромом Вернера. Вообще, этот недуг довольно редкий, он поражает четырех человек из 100 тысяч. Страдающие синдромом Вернера уже в тридцать пять — сорок лет выглядят как восьмидесятилетние, их организм изнашивается в два раза быстрее, чем у других людей. Исследование ДНК больных с синдромом Вернера показало, что “виноват” ген, расположенный на девятой хромосоме. Именно мутация в этом гене привела к нарушению каких-то важных процессов в организме и ускорению старения. Однако сказать что-либо определенное о работе “гена старения” ученые пока не могут. Скорее всего, он выполняет какие-то регуляторные задачи.

Внутри гена, ответственного за синдром Вернера, были обнаружены особые участки ДНК, называемые Alu-последовательности. Подобные участки раньше считали “балластной” ДНК, служащей чем-то вроде прослойки между генами, несущими информацию о белках. Сегодня стало ясно, что Alu-последователь ности играют какую-то особую роль, связанную, возможно, с регуляторными функциями генов. Они чаще, чем другие участки ДНК, подвергаются изменениям, мутациям. Возможно, что участие гена, расположенного на девятой хромосоме, в процессах старения связано с его повышенной изменчивостью.

В. ГУСЕВ - Парадоксы старения.