Всего 20-30 лет назад казалось, что имя Сергея Павловича Королева - создателя первого искусственного спутника Земли, космического корабля "Восток", поднявшего в космос первого из землян, и другой самой передовой космической техники - навсегда останется в памяти народа. Однако далеко не каждый нынешний школьник и студент знает Королева, Гагарина, других первопроходцев во Вселенной, которыми еще недавно гордилась вся страна. Вот пример. Многие читатели "Науки и жизни" наверняка смотрят популярную телепрограмму "О, счастливчик!", пытаясь вместе с игроками ответить на самые разные вопросы ведущего Дмитрия Диброва и добраться до выигрыша в миллион рублей. Один из вопросов программы, показанной НТВ еще осенью прошлого года, звучал так: "Какая страна запустила в космос первый искусственный спутник Земли: США, Китай, Россия, Индия?". "США" - был ответ студентки экономического факультета МГУ. Представительница наиболее образованной части нашей молодежи не знала, что это выдающееся достижение принадлежит ее стране, России. Воспоминания о С. П. Королеве и его соратниках, присланные в редакцию научным сотрудником Центрального дома авиации и космонавтики Леонтием Михайловичем Матиясевичем, адресованы прежде всего молодому поколению и, конечно, всем тем, кто хочет больше знать об истории отечественной космонавтики.
Среди выдающихся ученых ХХ века одно из ведущих мест по праву принадлежит основоположнику практической космонавтики Генеральному конструктору космической техники Сергею Павловичу Королеву. О нем написано множество книг и статей. Между тем сегодня, когда полеты в космос стали почти рядовым событием, большинство людей уже не знает, что с его именем связаны первые выдающиеся достижения СССР в освоении космического пространства.
21 августа 1957 года впервые в мире был осуществлен полет межконтинентальной баллистической ракеты. Появление у нас в разгар холодной войны такого грозного вида вооружений сыграло важную роль в сохранении мира в последующие годы. Ведь до этого момента, уже располагая атомным оружием, мы не имели средств его доставки, а стратегические бомбардировщики США находились вблизи наших границ. 4 октября того же года воплотилась в жизнь дерзкая мечта Циолковского: впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли. Затем последовали первый полет в космос Юрия Гагарина, полеты других пилотируемых космических кораблей "Восток" и "Восход", первый выход человека в открытое космическое пространство, полеты к Луне, Венере, Марсу... Создатель этой самой передовой в мире космической техники - Генеральный конструктор Сергей Павлович Королев. Под его руководством были разработаны также спутники серий "Электрон", "Молния-1", "Космос" и проект космического корабля "Союз", на котором впервые на орбите осуществлена стыковка с американским кораблем "Аполлон".
Весной 1960 года мне, военному специалисту, посчастливилось познакомиться, а потом многие годы сотрудничать с Опытно-конструкторским бюро № 1 (ОКБ-1), которым руководил Сергей Павлович Королев. В этом уникальном коллективе бок о бок работали корифеи науки и техники и талантливая молодежь. Здесь царил дух постоянного творческого поиска, ценились самостоятельность и инициатива. Безусловно, в этом была заслуга Сергея Павловича, он умел объединять вокруг себя талантливых, преданных делу людей, никогда не подавлял их своим авторитетом, а, наоборот, создавал условия для развития способностей каждого.
Простота и демократичность в общении с подчиненными сочетались в нем с твердостью и требовательностью в работе. Королев мог запросто подойти к любому рядовому сотруднику и обсудить с ним возникший вопрос. Несмотря на то, что Сергей Павлович обладал большой властью как руководитель нескольких многотысячных коллективов, пользовался огромным авторитетом в правительстве и ЦК
КПСС, с ним можно было спорить. В интересах дела он соглашался с оппонентом, даже если это противоречило его собственным планам.
Сергей Павлович обладал блестящим организаторским талантом, колоссальной работоспособностью, самообладанием и выдержкой. Я видел его на космодроме "Байконур" в дни подготовки и осуществления первого в истории группового полета двух космических кораблей. 12 августа 1962 года на орбиту был выведен "Восток-3", пилотируемый космонавтом Андрияном Николаевым, а через сутки _ "Восток-4" с космонавтом Павлом Поповичем. В то время опыт управления космическими кораблями был еще невелик. Можно лишь только представить себе меру ответственности человека, от решений которого зависел успех сразу двух космических полетов! Между тем Королев не проявлял никаких признаков волнения, суеты, торопливости. Он появлялся только там и тогда, когда действительно было необходимо его участие. Помню, Сергей Павлович пригласил нас, работников предприятий-смежников, в монтажно-испытательный корпус, показал космический аппарат, который должен был лететь к Венере, рассказал о планах будущих полетов. В эти же дни Королев провел техническое совещание по вопросам, совершенно не связанным с готовящимися полетами. В столовой за обедом был всегда приветлив, вспоминал забавные истории, шутил.
У Генерального конструктора Королева было много блестящих помощников, с некоторыми из них я тесно взаимодействовал.
Одного из заместителей Сергея Павловича, члена-корреспондента АН СССР Константина Давыдовича Бушуева в те годы знал лишь узкий круг людей, так же, как Королев, он был засекреченной личностью. Интеллигентный, обаятельный человек, Бушуев в то же время отличался твердостью и решительностью. Позже, в 1975 году, он приобрел широкую известность как руководитель от СССР советско-американского проекта "Союз-Аполлон".
Другой заместитель С. П. Королева - Павел Владимирович Цыбин. В прошлом авиаконструктор, возглавлявший собственное конструкторское бюро, он обладал обширными знаниями, четко и быстро взаимодействовал с промышленными предприятиями. Цыбин умел так организовать дело, что разработка, изготовление и поставка в ОКБ-1 нужных образцов техники осуществлялись в невиданно короткие сроки. Под его началом работы, на которые обычно уходили годы, выполнялись в считанные месяцы.
Душой же всех наших рабочих и неформальных встреч был один из разработчиков
космических кораблей, начальник проектного отдела ОКБ-1 Евгений Федорович
Рязанов. Крупный специалист в своей области, эрудированный, широко мыслящий
человек, он хорошо знал и понимал специфику работы смежников, всегда поддерживал
новые идеи и предложения, сам был их генератором и никогда не пытался уклоняться
от решения трудных задач. В соавторстве с Г. А. Скуридиным в 1959 и 1961
годах Е. Ф. Рязанов написал две монографии: "Советские спутники и космические
ракеты" и "Советские спутники и космические корабли" (работы изданы под
псевдонимами: С. Г. Александров и
Р. Е. Федоров), был автором нескольких статей для энциклопедического
словаря. Е. Ф. Рязанов стоял у истоков практической космонавтики, в летающих
сегодня орбитальных станциях и космических кораблях есть большая доля его
труда и таланта.
Как и другие соратники Сергея Павловича, Бушуев, Цыбин, Рязанов были яркими самостоятельными личностями. Умение подобрать себе таких помощников характеризует Королева как выдающегося администратора.
В последний раз я видел Сергея Павловича 23 декабря 1965 года, когда
в ОКБ-1 отмечали шестидесятилетие Павла Владимировича Цыбина. На этом празднике
собрались практически
все руководители промышленных и военных коллективов, работавшие в области
космонавтики и авиации. Едва ли не каждый из них был личностью яркой, запоминающейся.
Ораторы сменяли друг друга, состязаясь в красноречии и остроумии. Шутки,
каламбуры, экзотические сувениры на память юбиляру. Полный сил и энергии,
веселый и раскованный, Сергей Павлович Королев дирижировал всем этим праздничным
действом. В следующем году ему должно было исполниться шестьдесят. Мы думали
о том, как будет отмечаться этот юбилей... Но меньше чем через месяц -
14 января 1966 года Сергея Павловича не стало. Королев лег в больницу для
уточнения диагноза, казалось, ничто не предвещало трагического исхода,
но ему не суждено было встать с операционного стола. С. П. Королев ушел
из жизни, но оставил свой след на Земле. Выдающийся ученый и конструктор,
он был пионером в освоении космоса. Досадно, что нынешняя молодежь в большинстве
своем уже не знает об этом.