ВЕЧНАЯ МИКРОГРАВЮРА НА АЛМАЗЕ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "Nature" и "New Scientist" (Англия), "PM Magazin", "Psychologie Heute" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Geophysical Research Letters" и "Science News" (США), "Ciel et Espace", "Recherche", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также информация из Интернета.

Ученые из Института физики твердого тела и материаловедения в Дрездене (Германия) разработали способ хранить документы в сверхмикроскопической форме неограниченно долгое время. На алмазной пленке, отложенной из углеродной плазмы, текст или картинка гравируются иглой туннельного микроскопа. Когда к игле приложено напряжение, алмазная пленка обстреливается стекающими с иглы электронами. Там, где в пленку ударяет струя электронов, алмаз превращается в графит. Плотность графита меньше, чем алмаза, поэтому в данной точке получается бугорок из атомов углерода. Из десяти тысяч таких бугорков можно составить квадратную картинку со стороной 1,2 микрометра (см. фото), для воспроизведения которой опять-таки требуется сканировать ее посредством иглы туннельного микроскопа.

При такой плотности записи информации на одной почтовой открытке можно разместить фотографии всех шести миллиардов жителей Земли. Авторы метода утверждают, что благодаря исключительной устойчивости графита и алмаза записи смогут храниться многие тысячелетия.