№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

КАК ВЫРАСТИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРА

Т. РУМЯНЦЕВА. Записала Е. ЛОЗОВСКАЯ.

Еще не так давно отечественная система образования считалась одной из лучших в мире. Подтверждением этому служили не только первые места на международных олимпиадах, но и результаты независимых исследований среднего уровня знаний. В 1991 году наши школьники принимали участие в Международном исследовании уровня подготовки по естествознанию и математике IAEP (International Assessment of Education). Тестовые испытания проводились в случайно выбранных школах двадцати стран. Тогда советские тринадцатилетние подростки заняли четвертое-пятое места, опередив многие развитые страны, включая Великобританию, Францию, США (см. "Наука и жизнь" № 11, 1992 г.). За последние 15 лет ситуация изменилась. В 2003 году по результатам исследования Международной программы оценки образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assessment) российские учащиеся оказались всего лишь на тридцатом месте из 42 стран. В России только 70% тринадцатилетних знают математику на уровне, достаточном для использования в повседневной жизни, тогда как среди их сверстников во Франции и в Чехии таких оказалось 83%, а в Финляндии - 93%. Снизилась подготовка не только по математике, но и по естествознанию, ухудшились навыки грамотного чтения, умения анализировать текст, извлекать из него нужную информацию. Тревожная ситуация. Ведь от того, насколько образованным, грамотным, творческим, инициативным будет подрастающее поколение, зависит судьба общества, судьба страны. Современное общество остро нуждается в интеллектуальных лидерах - тех, кто умеет обобщить знания, развить их, увидеть новое нестандартное решение и воплотить его в жизнь в любой области, и прежде всего в сфере высокотехнологичного производства. Можно ли вырастить таких лидеров? Реально ли создать в нашей стране моду на интеллект, на творческую деятельность, на успех? Благотворительный фонд "Вольное Дело", который учредил Олег Дерипаска, и фонд нобелевского лауреата академика В. Л. Гинзбурга реализуют программу "Интеллектуальный лидер". Ее основная задача - формирование кадрового резерва технологического прорыва России. Об этой и других инициативах в области образования рассказывает генеральный директор фонда "Вольное Дело" Тамара Дмитриевна РУМЯНЦЕВА.

Тамара Дмитриевна Румянцева.
Школа нового поколения: второклассники за работой.

Наш фонд начал свою деятельность с поддержки научных исследований, грантов молодым ученым, аспирантам. Потом настала очередь вузов. С 2003 года на физическом факультете МГУ действует программа, которая называется "Физика и менеджмент инноваций и высоких технологий". Студенты занимаются по ней начиная с третьего курса. Они наряду с основной получают еще одну специальность, которая записывается в дипломе, в дополнение к основной - "физика". Уже состоялось два выпуска, и мы убедились, что средства потрачены не зря: все выпускники остались в России и успешно работают в государственных и бизнес-структурах, связанных с наукой.

Это не единственный проект в сфере высшего образования. В наших программах участвуют МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева и другие ведущие вузы. Одна из форм поддержки - стипендии студентам, приехавшим из тех краев и областей, где действует компания "Базовый элемент".

Однако понятно, что без общеобразовательных школ трудно думать о качестве высшей школы. И родился проект, который мы назвали "Школа нового поколения". В нем участвуют 42 школы в 16 регионах - в частности в Краснодарском и Красноярском краях, Челябинской, Иркутской, Архангельской, Тверской, Ярославской областях, республиках Бурятия и Хакасия. Это наши школы-партнеры. Раньше такие школы назвали бы "подшефными".

Чтобы помочь детям получить качественное образование, мы приобрели и установили в школах компьютерные классы с выходом в Интернет, организовали дистанционное обучение с использованием интернет-технологий. Ребята выполняют усложненные задания, присылают свои решения и получают их анализ с комментариями специалистов. Ежемесячно мы организуем интернет-олимпиады по разным предметам, которые проходят в онлайн-режиме. Победители получают призы, а во время зимних и весенних каникул лучших из них мы приглашаем в Москву, в специализированный учебно-научный центр при МГУ. Есть и летние лагеря разных направлений. В этом году мы организовали пять экологических лагерей, по 50 ребят в каждом, в Ханты-Мансийском округе, Архангельской и Ярославской областях. Дети там не просто отдыхают. Они изучают флору и фауну, выполняют исследования, наводят порядок, устраивают экологические тропы, восстанавливают заброшенные родники. То есть обустраивают жизнь вокруг себя. На Таманском полуострове ребята участвовали в археологических раскопках. Ведь только в деятельности формируется характер, воспитывается человек. В этих лагерях дети знакомятся друг с другом, а потом поддерживают связь через Интернет и даже издают свою газету.

Воспитание через учебную деятельность всегда было в традиции русской школы. К сожалению, появилась мода "качественнее учить, а не воспитывать". В рамках проекта "Школа нового поколения" нам хотелось опробовать такую педагогическую систему, которая обеспечивала бы каждому ребенку возможность реализовать по максимуму свои способности и в то же время содействовала бы становлению самостоятельной, ответственной личности.

Одна из целей проекта "Школа нового поколения" - слить воедино три "равных по душе", если можно так выразиться, субъекта образовательного процесса - ребенка, учителя и родителей. Особенно важны при этом первые четыре года обучения, когда ребенок учится учиться и жить в школе, и родители должны самым тесным образом взаимодействовать со школой.

Для начала мы выбрали одну из московских школ. Школа самая обычная, и главными условиями были желание и готовность директора и педагогов начать трудную систематическую работу. Ведь программу нужно было выстраивать на ходу. Но на ходу не получилось - год ушел на построение новой модели начального воспитания, объединяющей системный подход, современную психологию и нашу российскую педагогическую традициию. Затем начался эксперимент. Сейчас ребята из первого набора уже в третьем классе. И каждый следующий первый класс включается в эту систему.

Если коротко, то поставлена задача: воспитать ребят, которые любят свою страну, знают ее, гордятся ею, хотят в ней жить, быть в ней счастливыми и представляют, как это сделать. Хотя бы в основе. Ребят, которые к моменту старта во взрослую жизнь обладают не только знаниями, но и лидерскими качествами, умеют брать на себя ответственность за принятие решений, умеют такие решения находить. И может быть, потом из них вырастут ответственные руководители, лидеры разного уровня. Можно руководить фирмой, бригадой, можно руководить городом - в любом случае от тебя, от твоих решений во многом зависит судьба людей.

Могу сказать, нам удалось создать ансамбль. Не команду - это хорошее слово, но оно не совсем подходит для учебного заведения. Именно - ансамбль. Учителя не сразу, но поверили в то, что с детьми нужно работать сообща. И родители действительно теснее, чем обычно, вовлечены в образовательный процесс. Например, в первом классе идет сквозная тема года "Моя семья". Дети всматриваются в свой ближний круг: расспрашивают родных - маму, папу, дедушку, бабушку - об их детских годах, юности, рисуют их портреты, пишут рассказы, сочиняют сказки. К концу года каждый первоклассник создает родословную своей семьи. И представьте, многие родители говорят нам, что общие занятия с ребенком буквально сплотили семью, побудили задуматься о ее истории, об ответственности друг перед другом. В эту работу включилась вся школа, дети стали составлять родословные знаменитых родов Москвы, России. Тема "Моя семья" переросла в тему "Семья, династия, род в истории моего города, моей страны". Сначала ближний круг, потом двор, школа, город, страна. Посмотрите, что вас окружает, выгляните из окна. Скажем, растет под окном дерево. А что это за дерево, кто его посадил, чем оно интересно? Нарисуйте его, сфотографируйте, опишите словами. Или - пройдите по улице, найдите старинный дом, узнайте, кто его построил, кто в нем жил.

Все, чем занимается ребенок на уроках, после уроков, на прогулке, включено в общую канву учебной недели, связано между собой. Так, по нашему замыслу, на подсознательном уровне формируется внимательное, уважительное отношение ко всему, что рядом с тобой.

Семь-восемь лет - это тот возраст, когда ребенка надо приучать к вежливости, чистоте, опрятности. Именно приучать, чтобы эти навыки перешли в привычки. Утром встал - убери постель, убери свой уголок - приведи "планету" в порядок! И мы видим, что родители становятся инициаторами уборки в подъезде, во дворе. Если, войдя в наш класс, вы заметите беспорядок, то это творческий беспорядок. Никогда никто из наших ребят не бросит бумажку на пол, а если ее бросит кто-то другой - ребенок поднимет, не пройдет мимо. Так рождается чувство хозяина: моя школа, мой дом, мой город, моя страна.

Хочу добавить, что наши ребята по уровню развития опережают своих сверстников. Интеллект, способность ориентироваться, размышлять, интерес к чтению просто восхищают. Повторяю, в этой школе учатся самые обычные дети из обычного микрорайона. В этом весь смысл. Проще всего отобрать детей по конкурсу и потом что-то из них "лепить". Я считаю, что абсолютно все дети способные, с ними надо работать, и результат будет. Встреча с хорошим учителем может повлиять на многое в жизни.

Определенные результаты у нас уже есть, но пока не все успеваем обобщить. Наши специалисты с неизменным успехом докладывают их перед коллегами. Мы решили, что пора заняться этим всерьез: с нашей помощью начала работу автономная некоммерческая организация Институт системной педагогики. Готовится к изданию первый сборник трудов, в котором ведущие ученые говорят о том, что в педагогике есть много плодотворных идей, но нет системы их использования на практике. Молодые педагоги приобретают опыт методом проб и ошибок, учебники далеки от совершенства. Сегодняшние студенты считают педагогику сухой, неинтересной наукой, которая им вряд ли пригодится. Нам хотелось бы создать педагогическую систему, опирающуюся в начальной школе на семью, а в старшей школе - на культуру, образовательную среду. Отрадно, что профессиональное сообщество встретило идею с интересом; мы ведь общаемся с директорами, с учителями - это наши единомышленники.

Мы очень рады, что академик Гинзбург и его фонд "Успехи физики" стали нашими партнерами в осуществлении программы "Интеллектуальный лидер". У Виталия Лазаревича масса интересных идей, как сделать интеллект модным, привить вкус к творчеству. Он предлагает, например, ввести в школах курс "История великих открытий, изобретений и инноваций", в котором бы в увлекательной форме рассказывалось, откуда взялись привычные вещи - электрическая лампочка, автомобиль или, скажем, канцелярская скрепка. "Интеллектуальный лидер" - программа долгосрочная, и мы пока еще в начале пути.

Осознаём все сложности проблем, за которые взялись. Но мы верим в успех и обязательно его добьемся. Ведь от наших усилий тоже зависит завтрашний день страны.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Человек и общество»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее