ИНВЕСТИЦИИ БЕЗ РИСКА

Факты и цифры, иллюстрирующие соросовскую образовательную программу, дополненные коротким и очень доброжелательным спецпримечанием для российских бизнесменов.

В числе нескольких крупных благотворительных проектов Фонда Сороса в нашей стране вот уже пять лет успешно работает Международная программа образования в области точных наук (ISSEP - International Soros Science Education Program). Одна из ее задач - оказание помощи вузовским профессорам и доцентам, имеющим высокие результаты в преподавании и научных исследованиях. К началу года помощь Фонда (ежемесячные стипендии - 250 и 150 долларов) получали 1158 профессоров и 901 доцент. В течение года у каждого лауреата в среднем обучались 170 студентов, в его собственной исследовательской группе работали 7 студентов и аспирантов, в среднем за три года каждый профессор выпустил учебник или монографию, опубликовал 10 научных статей, сделал более 12 докладов на конференциях. В прошлом году 63% соросовских профессоров получили это звание впервые, 25% - во второй раз и 12% - в третий.

Программа также оказывает помощь студентам и аспирантам (стипендии - 350 и 750 долларов в год), к началу этого года их было соответственно 5537 и 2931 из 256 российских вузов. В течение года каждый в среднем сделал два доклада на научных конференциях, получил грант (конкурсное внешнее ассигнование) на свою исследовательскую работу и опубликовал статью в научном журнале. Примечательно, что немало соросовских студентов и аспирантов с учетом результатов их учебы и самостоятельных исследований получали поддержку программы в течение двух (19%), трех (6%) и даже четырех (2%) лет.

Главное место в бюджете программы (он, кстати, регулярно публикуется) занимает поддержка учителей средних школ: в прошлом году на эту статью из 13-миллионного бюджета программы пришлось 39% - около 5,2 млн. долларов. Ежемесячные стипендии (по 100 долларов) в этом учебном году получают 4200 учителей. Всего за время действия программы было 16 074 стипендиата: учителя физики (27%), химии (25%), математики (25%) и биологии (23%). Примечательно, что лишь половина из них работают в школах областных центров, а остальные - в малых городах (22%) и сельских школах (26%).

Естественно, возникает вопрос: насколько объективно можно отобрать столь большое число достойных лауреатов? Организаторы программы при отборе учителей за основу взяли мнения их учеников, но не тех, что еще учатся в школе и как-то связаны с учителем. Учитывалось мнение выпускников школы, уже поступивших в институт и теперь анализирующих свои школьные годы как бы со стороны. Высказывания выпускников суммировались, и из них неизбежно выплывала статистическая достоверность. О правомерности статистической обработки здесь говорит хотя бы то, что с 1994 по 1999 год во время учительских конкурсов было опрошено 306 тысяч студентов из 265 вузов, без учета повторений они назвали 197 тысяч учителей. Кроме того, учитывался такой "железный факт", как число выпускников той или иной школы, поступивших в вуз. У соросовских учителей 74% выпускников поступили в вузы. К этому стоит добавить, что при среднем возрасте учителя 48 лет его школьный стаж - 23 года. Об объективности оценок свидетельствует тот факт, что немало учителей, как и соросовские профессора, становились избранниками программы два раза (в 1998 году 18%), три (7%) и четыре (3%).

Программа ISSEP не только материально поддерживает тех, кого по старой памяти, да и по существу дела можно назвать передовиками, мастерами преподавательского искусства, но и делает их опыт доступным, поднимает образовательный уровень и расширяет кругозор учителя, студента, школьника. На это направляется заметная часть бюджета программы. Одна из форм - конференции, где ведущие ученые страны рассказывают учителям о последних успехах различных научных направлений. В 77 российских городах уже проведено 350 таких конференций, на них 58 тысяч учителей, студентов, школьников прослушали 4,5 тысячи лекций, получили информацию "из первых рук", участвовали в дискуссиях.

Другая, уже прижившаяся форма приобщения к миру знаний - ежегодные соросовские олимпиады школьников. В начале октября условия первого (заочного) тура публикуются в газете "Первое сентября" и рассылаются по школам, а также будущим участникам, по их запросу, Российским отделением Фонда (117234 Москва, а/я 590, "Олимпиада"). На первой олимпиаде (1995 г.) было 10 тысяч участников, на последней (1998 г.) - 291 тысяча. Всего же в этих олимпиадах приняли участие 433 тысячи школьников из 1400 российских городов 88 регионов и из ближнего зарубежья. Победителями стали 496 школьников из 56 регионов России и других стран СНГ. Уже одно это иллюстрирует важную тенденцию программы - решительно уйти от эффектных мероприятий в столицах и ни в коем случае не обделить вниманием российскую глубинку.

Об этом особо убедительно говорит начавшаяся в 1995 году серьезная акция программы - издание на русском языке ежемесячного "Соросовского образовательного журнала". В этом достаточно толстом (128 страниц) издании пять основных разделов: биология, химия, науки о Земле, физика, математика. В номере в среднем два десятка хорошо иллюстрированных статей, их авторы - ученые, специалисты высокого класса, они рассказывают о том, что считают особо важным и интересным в своей области. По выбору тем, стилю изложения и оформления журнал близок к таким классическим изданиям, как американский "Scientifiс American". "Соросовский образовательный журнал" бесплатно рассылается в 17 000 населенных пунктов России - в 3300 районных библиотек и в 31 500 школ. Нередко он становится единственным в школе источником доступной научной информации - по опыту нашего журнала мы знаем, что в библиотеках, особенно в школьных, не хватает денег на то, чтобы выписать известные российские научно-популярные издания.

Вспоминая об этом, хотелось бы с иной стороны взглянуть на подкрепленные цифрами четкость и масштабность программы ISSEP. Открывая первый номер своего образовательного журнала, Джордж Сорос в статье "Почему я помогаю России" высказал уверенность, что именно хорошо образованные люди в состоянии удержать Россию в лоне цивилизованных государств. Сорос определил и свое кредо касательно затрат на благотворительность: "Ничем не сдерживаемое стремление к собственной выгоде, без учета выгоды общественной, оказывает разрушительное действие". И вот, несмотря на эти свои позиции, Джордж Сорос в последние годы сокращает бюджет своих образовательных программ. Скорее всего, из чувства обиды: он считает, что часть финансовой нагрузки должны постепенно брать на себя наши бизнесмены, уже прочно вставшие на ноги, а также российское правительство.

Что касается правительства, то давайте оставим его в покое. Основные средства на образование идут из государственного и местных бюджетов (в нынешнем году - 22,8 млрд. рублей, примерно 1 млрд. долларов), и здесь прежде всего полезно обсуждать саму стратегию или, если хотите, идеологию финансирования, а не поддержку отдельных сравнительно небольших программ.

Что же касается наших преуспевающих бизнесменов и финансистов, то они, скорее всего, лишь по какому-то недоразумению не включились еще в поддержку образовательных программ. Послать свою дочку на учебу в английский колледж еще совсем не значит обеспечить ей счастливое будущее. Оно, будущее, прежде всего определится тем, какими будут страна, ее достаток, культура, образованность.

Сфера образования сегодня готова принять помощь любых масштабов. Можно поставить свое российское имя рядом с американским, став соучастником одной из соросовских программ. Можно придумать свою программу, скажем, Брынцаловские стипендии для студентов-медиков или Довганевские конкурсы юных техников. Можно, наконец, если не по карману большие дела, чем-то поддержать какую-нибудь одну сельскую школу или хотя бы оборудовать в ней хороший кабинет физики.

Есть еще одна сфера просвещения, взывающая о помощи. Это наши образовательные журналы: "Природа", "Изобретатель", "Химия и жизнь", "Знание - сила", "Техника - молодежи", "Земля и Вселенная", "Юный техник", "Наука и жизнь" и ряд других. Эти издания держатся из последних сил, пытаясь сохранить свое просветительское, образовательное начало и не втянуться в добывание денег методами второй древнейшей профессии. Между тем некоторые финансовые "вливания" позволили бы снизить продажную цену журнала, а значит, поднять спрос и повысить тираж издания. Похожий эффект могут дать и более скромные акции - достаточно, скажем, если большое число представителей малого бизнеса будут подписывать по одной, по две библиотеки на российские образовательные издания. При этом опять-таки возрастет тираж журналов, и они выйдут из критической зоны.

Инвестируя средства в какой-либо коммерческий проект, предприниматель наверняка тщательно взвешивает все "за" и "против", учитывает все риски. Финансовая помощь народному просвещению не требует особых расчетов - это дело беспроигрышное. И наоборот, бросив без поддержки сферу образования, мы рискуем незаметно вернуться в страну, где будут невозможны многие уже привычные наши реальности. В том числе и свободное предпринимательство.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Беседы об экономике»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее