Необычного вида катамаран с круглой рубкой и двумя воздушными винтами разработали специалисты Конструкторского бюро "Термоплан". На счету этого КБ, созданного 10 лет назад в Московском авиационном институте, несколько проектов летательных аппаратов. Последний из них -катамаран-амфибия, получивший наименование И-1(главный конструктор Ю. Г. Ишков), в зависимости от назначения может служить катером или аэросанями.
Новое судно спроектировано в 1995 году. Меньше чем за два года его удалось превратить в реальный опытный образец и провести летние и зимние ходовые испытания. Производство катамарана-амфибии наладило авиационное промышленное объединение (ныне акционерное общество) "Авиастар" в Ульяновске. Здесь строят известные во всем мире летательные аппараты, среди них тяжелый транспортный самолет Ан-124 "Руслан" и широкофюзеляжный аэробус нового поколения Ту-204.
Конструкторам удалось создать многоцелевое скоростное судно. На катамаране можно перевозить пассажиров, небольшие партии груза. На его носовой "палубе" (площадке между двумя поплавками) помещается даже настоящий одно-, двухместный гидросамолет. Перед полетом его спускают на воду, а после посадки вновь поднимают на борт судна. Удобен И-1 для туристических прогулок и экскурсий. Он может стать хорошим подспорьем для патрульной службы, спасательных бригад Министерства по чрезвычайным ситуациям, тогда взятый на борт самолет пригодится для поисковых работ.
В конструкции катамарана три отсека: два корпуса-поплавка (они же каюты) и рубка-диск - вполне комфортабельный пассажирский салон. Для многодневного путешествия в каютах оборудуются шесть двуспальных мест, а в экскурсионном варианте - до 20 удобных мягких сидений. По желанию заказчика на судне устанавливаются камбуз, туалет, душ, холодильник, кондиционер, аудио- и видеоаппаратура. С таким комфортабельным оснащением его с успехом можно использовать для представительских целей.
Управляет судном всего один человек. На малой скорости катер преодолевает волны до пяти баллов, а максимальную скорость (до 70 км/ч) развивает при волнении два балла. Аппарат легко преобразуется в аэросани, они способны двигаться по льду и снегу с еще большей скоростью (до 110 км/ч).
Конструкторы поставили на И-1 два воздушных винта диаметром 2,6 метра, использовав угловые редукторы и хвостовые винты от вертолета Ми-8. Винты вращают два автомобильных мотора ЗМЗ-4062 мощностью по 150 л.с. По сравнению с гребными винтами воздушные не только увеличивают ресурс моторов, поскольку работают в более спокойной среде (гребной винт не застрахован от ударов о посторонние предметы), но, что немаловажно, делают судно безопасным для купальщиков. Катамаран обходится без воздушных рулей, а поворачивается за счет регулирования тяги правого и левого винтов. В воде же используются обычные поворотные рули, а на льду на них ставятся диски из нержавеющей стали.
Рубка-салон с полным круговым обзором напоминает летающую тарелку. В ней просторно (диаметр почти 5 метров), светло, можно стоять во весь рост. Днище сферической формы гасит удары волн, поэтому они ощущаются в рубке гораздо меньше, чем на килевом или плоскодонном судне. Оригинальная конструкция рубки запатентована.
Очень удобно четырехстоечное убирающееся шасси. С ним легче спустить судно на воду и вытащить на берег, можно даже передвинуть его на небольшое расстояние без наземных тележек. Сама же сборно-разборная конструкция (два корпуса-поплавка и рубка-каюта) привлекательна тем, что в разобранном виде аппарат проще перевозить и хранить.
Катер-аэросани И-1 строится из тех же, что и самолеты, легких, прочных и долговечных композитных материалов. Благодаря их относительно невысокой стоимости, а также готовой оснастке цена И-1 в среднем в два раза ниже, чем у катамаранов схожей конструкции зарубежного производства.
Несколько амфибий КБ "Термоплан" в самое ближайшее время начнут плавать в Средиземном море, три катера построены для Кубы. Конструкторы предусмотрели дальнейшую модификацию И-1 в судно на воздушной подушке и в многоместный экраноплан.