Около года назад американский журнал "Skeptical Inquirer" опубликовал (а наш журнал перепечатал - см. "Наука и жизнь" № 5, 1998 г.) заметку о проведенном в США опросе с требованием запретить опасное соединение дигидрогенмонооксид. В вину ему ставились такие факты, как высокое содержание этого вещества в кислотных дождях, во всех болезнетворных микробах и в раковых клетках, участие дигидрогенмонооксида в процессах коррозии металлов и разрушения архитектурных памятников. При попадании внутрь, особенно в дыхательные пути, это соединение может быть смертельно опасным. Из 50 опрошенных большинство согласилось подписать требование запретить это вещество, и только один сообразил, что дигидрогенмонооксид - просто Н2О.
Читатели оценили шутку, и недавно в редакцию американского журнала поступило читательское письмо в защиту дигидрогенмонооксида. Перепечатываем его с небольшими сокращениями.
"Я удивлен односторонней позицией вашего уважаемого журнала в отношении дигидрогенмонооксида и хотел бы восстановить равновесие, напомнив о некоторых полезных его свойствах.
Это соединение, как правило, не является синтетическим и широко распространено в природе, местами - даже в виде больших скоплений.
Некоторые несложные меры предосторожности сводят риск от применения дигидрогенмонооксида почти к нулю.
Многие организмы используют дигидрогенмонооксид в своем обмене веществ, а отдельные даже приспособились жить в нем.
Он может использоваться для охлаждения, а в случае необходимости неплохо заменяет огнетушительные смеси.
Обладает свойствами отличного растворителя. Я часто использую дигидрогенмонооксид в качестве универсального пятновыводителя в домашнем хозяйстве.
Врачи рекомендуют принимать по 50-100 миллилитров дигидрогенмонооксида при многих болезнях вместе с таблетками и порошками, а Всемирная организация здравоохранения официально разрешила применение этого вещества в странах с жарким климатом для профилактики иссушения организма.
Конечно, вы можете возразить, что дигидрогенмонооксид кругом виноват в гибели "Титаника". Действительно, в устаревших двигателях этого судна применялась газообразная форма дигидрогенмонооксида, пробоина корпусу была нанесена крупным скоплением его кристаллов, а на дно судно увлекла хлынувшая в пробоину масса жидкой формы этого соединения. Но, сохраняя объективность, нельзя не видеть, что вред, наносимый им, - буквально лишь капля в море полезных достоинств".