Выполнение примерно половины задания не составляет особого труда и вызывает только улыбку:
Мама купила витаминки в библиотеке (вместо АПТЕКЕ).
Мой дедушка - ветеринар (ВЕТЕРАН) войны, у него еще осталась форма с зелеными вагонами (ПОГОНАМИ).
Римские гладиолусы (ГЛАДИАТОРЫ) львов обижали.
Я был у зубного врача, и мне там поставили клумбу (ПЛОМБУ).
Психопатка (КУРОПАТКА) - это такая птица. Очень вкусная, когда жареная!
У гуся жена - гусеница (ГУСЫНЯ).
Мама, на (ДАЙ) воду! Лизочка хочет пить.
Однако многие примеры оказываются совсем не такими простыми, они требуют глубокого проникновения в своеобразную логику юных исследователей языка.
Для примера 12 из всех оставшихся в списке существительных подходит только слово дворняжки . Что же имел в виду ребенок? Дворянки ? Но где он мог бы услышать такую странную фразу? Дворники ? Но тогда почему не "тетя Маша" и "тетя Даша"? Близняшки ? Поскольку вопрос задан о двух девочках, этот вариант выглядит правдоподобнее и позволяет прийти к правильно му ответу - двойняшки . Если вспомнить, что ж перед к произносится как ш, оказывается, что в данном случае ребенок ограничился заменой одного-единственного звука.
Пример 13 явно связан со сложностями, которые неизменно испытывают маленькие дети, пытаясь постигнуть относительность времени. Как же это один и тот же день может называться сначала "завтра", потом "сегодня" и, наконец, "вчера"? Поэтому:
У наc завтра (ВЧЕРА или, менее вероятно, СЕГОДНЯ) на обед был рассольник.
Похожим образом устроены и примеры 4, 7 и 15, где перед нами такая же путаница прошлого и будущего:
Я еще (УЖЕ) большой, могу сам ложкой есть.
Давно, когда я еще была большая (МАЛЕНЬКАЯ).
В прошлом (БУДУЩЕМ) году будет война?
Очень сложен пример 9. Понятно, что автобус опустился . Но что это может значить? Остановился? Странно: во-первых, слишком далеко по звучанию, а во-вторых, чем же третья остановка в этом отношении отличается от всех остальных? Остановки - они ведь на то и остановки, чтобы на них останавливаться. Спустился (в смысле "спустило колесо")? Но так не говорят, а, как мы уже успели убедиться, нельзя приписывать детям "какие попало" ошибки - их речь подчинена своим, вполне строгим закономерностям. Ответ найдется, если мы задумаемся, какое именно событие, случившееся во время поездки, могло заинтересовать ребенка: на самом деле автобус опустел.
Еще интереснее примеры 6, 11 и 14. Вероятно, в первом из них ребенок употребил слово испорченная , во втором - слово совочек, а в последнем - луна. В первый момент для слова испорченная в качестве исходного варианта хочется предложить кривая, для совочек - позвоночник или копчик. Но такое решение трудно назвать удачным. Между "кривая" и "испорченная" нет ясного сходства ни по смыслу, ни тем более по звучанию. Слово копчик вряд ли может быть известно дошкольнику, да и опять же: между словами "копчик" и "совочек" нет настоящего созвучия; правда, теоретически ребенок мог воспринять слово копчик как производное от глагола "копать". Слово позвоночник на слух тоже мало похоже на совочек - в этом случае девочка скорее сказала бы что-то вроде звоночек .
Но ведь линии бывают не только прямыми и кривыми - они бывают еще и ломаными ! ("В детском саду проходят ломаные линии?!" - может удивиться читатель. Как ни странно, случается и такое.) И оговорка ребенка сразу же становится совершенно понятной: слово ломаная он воспринял в привычном значении ("Петенька, эту машинку давно пора выбросить! Она же вся ломаная-переломанная!" - "Не хочу-у-у-у!") и, не удержав в памяти, заменил синонимом. То же самое произошло и в случае с ушибленной спиной: девочке сказали, что она ударила лопатку. Ей запомнилось: "я ударила то, чем я играю в песочнице", - вот и возник в ее рассказе совочек. Теперь и пример 14 уже не выглядит неразрешимой загадкой: у слова луна в русском языке тоже есть синоним - месяц, а тут еще и предлог "на" помог, ведь в пространственном значении он встречается гораздо чаще, чем во временнo'м.
Теперь мы уже можем целиком выполнить задание 1:
1. Мама купила витаминки в библиотеке (АПТЕКЕ).
2. Мой дедушка - ветеринар (ВЕТЕРАН) войны, у него еще осталась форма с зелеными вагонами (ПОГОНАМИ).
3. Римские гладиолусы (ГЛАДИАТОРЫ) львов обижали.
4. Я еще (УЖЕ) большой, могу сам ложкой есть.
5. Я был у зубного врача, и мне там поставили клумбу (ПЛОМБУ).
6. Нам задали нарисовать испорченную (ЛОМАНУЮ) линию.
7. Давно, когда я еще была большая (МАЛЕНЬКАЯ).
8. Психопатка (КУРОПАТКА) - это такая птица. Очень вкусная, когда жареная!
9. На третьей остановке автобус опустился (ОПУСТЕЛ).
10. У гуся жена - гусеница (ГУСЫНЯ).
11. Я упала на спину и ударила совочек (ЛОПАТКУ).
12. Пап, а Маша и Даша дворняжки (ДВОЙНЯШКИ), да?
13. У нас завтра (ВЧЕРА) на обед был рассольник.
14. Мама уехала в отпуск на луну (МЕСЯЦ).
15. В прошлом (БУДУЩЕМ) году будет война?
16. Мама, на (ДАЙ) воду! Лизочка хочет пить.
Что касается задания 2, то классифицировать замены можно несколькими различными способами. Хорошо видно, что одни из них основаны на фонетических ассоциациях (пломба - клумба, ветеран - ветеринар, опустел - опустился, двойняшки - дворняжки и т.д.), другие - на смысловых (лопатка - совочек, завтра - вчера, на - дай и т.д.). При этом фонетическое сходство иногда наблюдается в начальной части слов (гусыня - гусеница ), иногда - в конечной (аптека - библиотека ), а иногда охватывает практически все слово целиком (двойняшки - дворняжки ). Что касается замен по смыслу, то они четко делятся на две группы. В примерах 4, 7, 13, 15 и 16 исходное слово заменяется на антоним (уже - еще). В примерах же 6, 11 и 14 действует несравненно более тонкий семантический механизм. Заменяемое слово понимается в другом своем значении (ломаная - не как обозначение определенного типа линии, а как "сломанная", лопатка - не как часть тела, а как небольшой инструмент для копания, месяц - не как отрезок времени, а как светило), и именно это значение подвергается замене, но уже не на антоним, а скорее на синоним: "сломанная" - испорченная, "небольшой инструмент для копания" - совочек, "ночное светило" - луна.
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД С ФРАГМЕНТАМИ (№ 12, 2006 г.)
По горизонтали. 1. Бейсбол (представлена разметка поля для игры). 8. Апофема (перпендикуляр, опущенный из центра правильного многоугольника на его сторону). 9. Тремоло (быстрое чередование двух несоседних звуков; приведено нотное обозначение приема). 10. Амеба (животное класса простейших). 11. «Сатана» (изображенная на снимке российская ракета). 12. Бурт (простейший тип хранилища сельскохозяйственной продукции). 14. Овес (растение семейства злаков). 16. Медь (представлена гравюра на меди «Мария с младенцем» А. Дюрера). 18. Аякс (представлен фрагмент древнегреческой вазы, изображающий Ахилла и Аякса, играющих в кости). 20. Стирол (мономер для получения полистирола). 22. «Таймс» (одна из перечисленных британских газет). 24. Ливанов (советский артист, на снимке в роли Чацкого). 25. Крохаль (птица семейства утиных). 26. Манилов (персонаж процитированной поэмы-романа «Мертвые души» Н. Гоголя).
По вертикали. 2. Ефремов (исполнитель одной из главных ролей в фильме «Три тополя на Плющихе» Т. Лиозновой). 3. Баобаб (дерево семейства бомбаксовых). 4. Лаос (государство, флаг которого приведен). 5. Полка (один из архитектурных обломов). 6. «Версаче» (фирма, логотип которой приведен). 7. Паскаль (французский философ и математик; приведен отрывок из его книги «Мысли»). 11. Сток (представлена схема влагооборота в природе). 13. «Урал» (марка грузового автомобиля, изображенного на снимке). 14. Отсадка (поясняемый схемой метод гравитационного обогащения полезных ископаемых). 15. Епископ (изображен епископ Русской православной церкви). 17. Дымково (представлен образец дымковской игрушки). 19. Стевин (нидерландский математик и инженер, рассмотревший в одном из своих трактатов изображенный на схеме проект, вечного двигателя). 21. Орган (изображенное на рисунке многоствольное артиллерийское орудие XVI—XVII вв.). 23. Эльм (огнями святого Эльма моряки называли электрические разряды, возникающие на верхушках мачт).