История не признает сослагательного наклонения, и тем не менее продолжают появляться работы, в которых анализируются варианты развития исторических событий после того или иного общественно-политического катаклизма. Несколько лет назад в печати был опубликован ряд статей, авторы которых утверждали, что возможная победа восстания декабристов привела бы к кровавому хаосу и полномасштабной гражданской войне. Основанием для этого служат высказывания П. Пестеля в "Русской Правде". Действительно, П. Пестель был наиболее радикальным и склонным к диктаторству членом тайного общества. Но более умеренные декабристы знали об этом и наверняка постарались бы нейтрализовать излишний радикализм южанина.
Кроме того, судить о возможных действиях того или иного лица по его идеям, высказанным до свершения события, к реализации которого оно стремилось, не совсем продуктивно.
Победа декабристов, скорее всего, привела бы к установлению в России политического строя по английской модели. Были бы предприняты меры по демократизации общества и в первую очередь армии. Были бы отменены крепостное право и привилегии дворян. Появился бы стимул для более быстрого развития промышленности, образования, науки.
Но даже поражение восстания стало толчком для подготовки реформ. Николай I внимательно ознакомился с протоколами допросов декабристов в той их части, где они говорили о внутреннем состоянии государства. В декабре 1826 года он учредил комитет, приступивший к разработке плана реформ, которые начали осуществляться после его смерти, то есть с опозданием на 35 лет.