Население Земли, как известно, бурно растет, и с каждым годом ему нужно все больше и больше тканей. Зависимость эта, однако, не прямая: каждому из наших современников необходимо примерно в два раза больше текстиля, чем человеку прошлого века. А в следующие 40 лет, по прогнозам специалистов, удельное потребление ткани опять вырастет не меньше чем вдвое.
В последние десятилетия нужда в текстиле восполнялась в значительной мере за счет синтетического волокна, но источники сырья для его производства вовсе не бесконечны. Даже самые богатые месторождения органического сырья на Земле постепенно оскудевают, и человечеству все чаще приходится задумываться об экономии природных ресурсов. Настало время вспомнить об использовании восстанавливаемого растительного сырья, в частности - льна.
В России лен испокон веку был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.
Еще во времена возникновения Руси лен возделывали в районе Пскова, а позднее - в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
Очень важную роль играл в нашей стране лен в 20-х и в 40-х годах нынешнего века - в послереволюционную и в послевоенную разруху. За границей мы в те времена потребительских товаров не покупали, а напротив - продавали за рубеж длинное льняное волокно. Короткое же волокно, а также отходы от трепания льна шли на производство хлопкообразного волокна, которое использовалось для производства тканей и ваты.
В конце 40-х и в 50-х годах отечественную льняную промышленность удалось полностью модернизировать. Для комплексной механизации уборочных и послеуборочных работ была разработана новая техника. Появилось и множество новых льнокомбинатов, хотя внедрение современных технологий все же шло очень медленно. Сказывалась старая беда. Еще Петр I, основавший казенные полотняные фабрики и поощрявший частные, пытался продавать за границу не лен, а изделия из него. Но и тогда прогрессивные технологии внедрялись в России не особенно интенсивно. И если в Западной Европе лен культивировался на волокно самого высокого качества и из него изготовлялось тончайшее голландское полотно, то у нас из льна в основном ткали холсты, в том числе и грубые, а также делали пеньку.
Но все же в послевоенные годы отечественная льняная промышленность постепенно развивалась, а выпуск льняных тканей постоянно увеличивался. Так продолжалось до 1985 года, когда в отрасль перестали поступать государственные дотации. Сегодня в льняной промышленности, как, впрочем, и в хлопчатобумажной, ситуация чрезвычайно сложная.
Между тем лен для России имеет поистине стратегическое значение. Ведь ни своего хлопка, ни своего натурального шелка в стране сегодня нет, и лен неминуемо должен стать у нас основным текстильным сырьем. Урожайность льна соизмерима с урожайностью хлопка. Лен не требует большого количества тепла и специальных систем поливного земледелия.
Само же льняное волокно обладает важнейшими для человека достоинствами. Ткань из него существенно прочнее хлопчатобумажной и переносит куда большее число стирок. Льняные изделия можно не только стирать, но и кипятить, сушить на солнце, гладить горячим утюгом. Лен гигроскопичен: прекрасно впитывая влагу, он быстро высыхает, поэтому полотенца из него удобны в употреблении, а льняное постельное белье и льняная одежда весьма полезны для здоровья.
Из льна, в зависимости от технологии его обработки, можно изготовлять любые ткани: от брезента, парусины и материала для пожарных рукавов до тончайшего батиста и кружев - вологодских и брюссельских. Но сама технология получения и переработки льняного волокна очень сложна и дорогостояща, и поэтому ткани из него относят сегодня к элитным. У нас в стране это положение просто необходимо изменить.
На протяжении многих веков последовательность переработки льна остается традиционной: она связана со структурой его стебля, физико-механическими и химическими свойствами. В России выращивают лен трех типов: долгунец, межеумок и кудряш, из которых самое длинное прядильное волокно - до 120 см - дает первый.
Добывать из льна волокна очень нелегко, поскольку располагаются они не в коробочке, как у хлопка, а в стебле и притом крепко склеены - как между собой, так и с его древесной частью. На рисунке поперечного среза стебля видно, что под его кожицей есть кора, в тканях которой и залегают пучки волокон.
А вершина стебля заканчивается несколькими веточками, чаще всего с голубыми (но иногда с розовыми или белыми) цветочками, которые появляются через 1,5 - 2 месяца после посева. Затем на их месте возникают семенные коробочки, постепенно желтеющие, и одновременно начинают желтеть стебли льна, с них опадают листья. Этот период называется ранней желтой спелостью, и именно тогда предназначенный на волокно лен убирают. Если с этим запоздать, то волокна одревесневают и делаются жесткими и ломкими.
Уборку льна-долгунца ведут традиционно: его теребят, то есть выдергивают из земли вместе с корнями - вручную или теребилками. А потом высушивают, освобождают от семенных головок (очесывают), молотят и расстилают на траве. Расстилают для того, чтобы льняная соломка намокла от капель росы и чтобы тем самым были созданы благоприятные условия для живущих на стеблях льна микроорганизмов. Эти микроорганизмы разрушают внутри стебля клейкие вещества, и в результате образуется так называемая "треста", в которой волокно относительно легко отделяется от древесины. Процесс образования тресты продолжается иногда три, а иногда и шесть недель - в зависимости от погоды, и, чтобы он шел равномерно по всему слою, разостланную солому приходится за это время 2-3 раза перевернуть. А полученную тресту поднимают и сушат, после чего она готова к следующим операциям. Дальше ее будут мять и трепать, отделяя волокно от костры - одревесневшей части стебля.
Все эти операции, выполнявшиеся прежде вручную, теперь делают машины. Убирают лен при помощи льнокомбайна, который сам теребит и очесывает его и сам расстилает соломку. Переворачивать ее помогает соответствующее механическое приспособление, а готовую тресту подбирает и закатыват в рулон специальный подборщик. Мнут тресту на заводе первичной обработки, многократно пропуская ее между несколькими парами рифленых вальцов, а полученный сырец треплют так называемыми бильными барабанами, ударяющими лопастями по его свисающему слою.
Трепаный лен поступает на льночесальную машину, где его расчесывают и формируют в ленту, а затем - на ровничную машину, которая вытягивает из этой ленты слегка закрученную тонкую ленту - ровницу. Из нее-то на кольцепрядильных машинах и прядется льняная пряжа, и, по сути дела, этим заканчивается производство льна.
На Западе ткацкие фабрики закупают нужную им пряжу, а затем производят из нее ту или иную ткань. У нас дело обстоит иначе. Пряжу производят сами льнокомбинаты, которые жестко специализированы по ассортименту. И если на комбинате используется короткое техническое волокно, то пряжа из него пригодна лишь для изготовления мешковины, брезентов и других технических тканей. Да и вообще ткацкие фабрики льнокомбинатов приспособлены к переработке своей пряжи и не могут отказаться от нее даже из-за ее низкого качества или высокой цены. Ограничив объем экспорта и десятилетиями оставаясь монополиста ми на внутреннем рынке, отечественные производители льна существенно снизили качество своей продукции.
Российские сорта льна вообще слабее и грубее бельгийских и французских, а потому и пряжа из них получается обычно не особенно прочной. Между тем отечественные специалисты уже разработали такие способы обработки пряжи и формирования ткани, которые позволяют получать даже из слабой пряжи прочную и носкую ткань. Освоение этих способов стало сегодня одной из главнейших задач нашей льноперерабатывающей промышленности. Но это еще не сделает наши ткани конкурентоспособными на мировом рынке: для выпуска тонких льняных тканей нужен тонковолокнистый лен, который у нас почти не выращивается. Такая задача пока только стоит перед отечественными льноводческими хозяйствами.
В 1996 году российским правительством была принята федеральная целевая программа "Развитие льняного комплекса в России на 1996-2000 гг.", охватывающая все проблемы развития отрасли. Предполагает ся, в частности, заменить лен в производстве мешков отечественным пропиленом, а высвободившееся при этом сырье перерабатывать в ткани и в льняной трикотаж. Способы такой переработки уже существуют.
А поскольку лен отличается высокой экологической чистотой, то его станут широко применять в самых разных изделиях медицинского назначения. Специалисты ЦНИИ комплексной автоматизации легкой промышленности и ОАО "Ватиз" разработали, например, первую в мире технологию изготовления льняной хирургической ваты и уже внедрили ее в производство в селе Клепики Рязанской области. Недавно эта технология была отмечена золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе, а теперь в институте разрабатывают технологии применения льна в изготовлении других перевязочных средств, хирургических нитей и лечебного белья.
Сегодня стратегическая задача отрасли состоит в том, чтобы как можно быстрее заменить устаревшую технику современной и, применяя новые технологии, освоить наконец выпуск качественной и конкурентоспособной продукции. Для этого, разумеется, нужны инвестиции, которых пока явно недостаточно.
И все же ситуация мало-помалу начинает меняться. В Тверской области, например, где лен - основная техническая культура, его посевные площади расширяются, производство льняной продукции увеличивается. В льняной комплекс области уже входят сотни коллективных и фермерских хозяйств, десятки льносеменоводческих станций, льнозаводов, собственный завод сельскохозяйственных машин и два научно-исследовательских института. А в последнее время к ним добавились и отдельные цеха по производству волокна, костроплит - изоляционных и облицовочных (см. "Наука и жизнь" № 7, 1998 г.), льняного масла, цеха по выработке чисто льняных и смесовых тканей, а также по пошиву из них одежды. Именно Тверская область лидирует на сегодняшний день в льноводстве.
Но и на Вологодчине, и особенно в Великом Устюге, тоже началось возрождение этой отрасли. Совместно с санкт-петербургскими специалистами там разработана собственная программа "Северо-Западный текстиль", которая предусматривает внедрение уже разработанных новых льноводческих технологий. Оно позволит вырабатывать из льна ткани столь же тонкие, как батист, и представляющие интерес не только для внутреннего, но и для мирового рынка.
Однако для всего этого, безусловно, нужны деньги, поддержка, внимание, и тогда у льна в нашей стране окажется не только славное прошлое, но и весьма неплохие перспективы в наступающем XXI веке.
Литература
Живетин В.В., Гинзбург Л.Н. Льняная промышленность и роль отечественной науки в ее развитии. М.: Ленпромбытиздат, 1986.
Льняная промышленность в России. С.-Пб., 1885.
Соловьев А. Я. Льноводство. Колос, 1978.