№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

САХАЛИН: ОТДАЛЕННАЯ ПРОВИНЦИЯ ИЛИ НОВОЕ ЭЛЬДОРАДО?

Кандидат технических наук А. ОСАДЧИЙ.

Сегодня Сахалин, самая отдаленная часть России, привлекает внимание прежде всего потому, что остров, точнее, его шельф признан богатейшей территорией по запасам нефти и газа. Здесь разворачиваются крупнейшие проекты по их добыче и реализации, и эта бурная деятельность вызывает острые дискуссии о целесообразности тех конкретных форм партнерства с иностранным капиталом, которые впервые были использованы и опробованы именно на Сахалине.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Сахалинские порты работают круглые сутки. Фото А. Симонова (http://www.ostrov-sakhalin.com).
Остров Сахалин и богатства его шельфа.
Проектируемые уровни добычи нефти и газа на Сахалине.
Инвестиции и доходы за все время действия сахалинских проектов.
По проекту Сахалин-2 добычу ведут с буровых платформ.
Наклонное бурение куста скважин с вышки на берегу. Нижняя скважина - с двумя забоями. При бурении с платформы скважины разводятся во все стороны.

ЧЕМ БОГАТЫ САХАЛИНСКИЕ НЕДРА?

Для начала - небольшая географическая справка. Остров Сахалин протянулся с севера на юг почти на 950 км; площадь - 87 тыс. км2 (как Тверская или Ленинградская область), население - около 600 тыс. человек. Остров отделен от материка Татарским проливом, замерзающим зимой. Наименьшая ширина пролива - 7 км. Сахалин состоит как бы из двух частей. Наиболее развитая и населенная южная часть, где расположен административный центр - г. Южно-Сахалинск, связана с материком железнодорожной паромной переправой Холмск - Ванино. Менее населенная северная часть с центром в г. Оха долгое время была практически отрезана от южной; лишь недавно их соединило автомобильное шоссе. Такая ситуация исторически объяснима. После проигранной в 1905 году Русско-японской войны южная часть острова отошла к Японии и вернулась в Россию только в 1946 году, после поражения Японии во Второй мировой войне. Юг Сахалина значительно лучше обустроен и обжит. Этому способствовал и более мягкий климат с незамерзающим морем у порта Корсаков в заливе Анива. От южной оконечности Сахалина до Японского острова Хоккайдо - около 40 км.

Надо сказать, что добыча нефти на Сахалине ведется давно. К концу 1928 года трест "Сахалиннефть" добывал в районе Охи 6 тыс. т нефти, к концу первой пятилетки - 240 тыс. т. Столько нефти сам северный Сахалин потребить не мог, и в труднейшем для страны военном, 1942 году был сооружен нефтепровод Оха - Софийск. Нефть пошла на материк.

В 1970-х годах уже шла разведка шельфа Сахалина, и вскоре на перспективных структурах пробурили первые скважины, давшие промышленный приток нефти. (Перспективная структура становится месторождением в тот момент, когда на ней из пробуренной скважины получен промышленный приток нефти или газа, позволяющий оценить запасы.) Таким образом, были открыты первые крупные нефтегазовые месторождения шельфа России рядом с давно разрабатываемыми наземными. И это неудивительно: на Сахалине геология шельфа и суши едина. Оказалось, что площадь нефтеносного шельфа примерно равна площади всего острова. Большинство месторождений находится в зоне сравнительно малых глубин - до 200 м. Первыми открыли месторождения, находящиеся ближе к берегу: Одопту - в 1977 году, Чайво - в 1979-м, Лунское - в 1984-м, Пильтун-Астохское - в 1986-м, Аркутун-Даги - в 1989-м, а затем и другие. Но еще не опробованных перспективных структур значительно больше; они протянулись с юга, от мыса Терпения, вдоль всего восточного берега острова и уходят за его северную оконечность в море, далеко на север. Следует напомнить, что запасы Охотского моря составляют 15% запасов шельфа России в целом! Почти все они относятся к шельфу Сахалина (см. "Наука и жизнь" № 7, 2006 г.).

Уже открытые месторождения и перспективные структуры разбиты по географическому принципу на шесть частей. Соответствующие проекты разработки получили названия от Сахалин-1 до Сахалин-6.

Что может дать или уже дает освоение этих запасов? Ожидается, что к 2020 году нефтедобыча на Сахалине возрастет с нынешних 2,8 до 30 млн т в год (в двух старых районах нефтедобычи - Охинском и Ногликском, которые продолжают развиваться, сегодня получают по 750 тыс. т нефти в год). Для сравнения следует напомнить, что в России в 2004 году добыто 450 млн т нефти, экспортировано около 200 млн т. Добавка к экспорту только от двух первых, уже реализуемых проектов составит 8%. Причем эта нефть находится на востоке России, откуда до сих пор ее не экспортировали.

Первыми к освоению были намечены прибрежные, сравнительно мелководные месторождения Одопту, Чайво и Аркутун-Даги. Этот проект имеет название Сахалин-1. Затем планировалась разработка проекта Сахалин-2, включающего Пильтун-Астохское нефтяное и Лунское газовое месторождения. Но сложилось так, что работы по проекту Сахалин-2 начались раньше. Именно там в 1998 году была установлена первая в России буровая платформа для добычи нефти на шельфе, а в 1999 году началась промышленная добыча нефти. Июль 1999 года - знаменательная дата для нефтяников России: на шельфе Сахалина, с буровой платформы на Пильтун-Астохском месторождении, добыта первая нефть, загружена в танкер и отправлена потребителю.

ЧТО ТАКОЕ СРП, ИЛИ СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Для начала добычи нефти на шельфе требовались огромные инвестиции, которых у страны не было. Встал вопрос о привлечении иностранного капитала. Предстояло пройти долгий и трудный путь переговоров, согласований, утверждений. Техническая сторона оказалась проще - нефтяным компаниям уже доводилось добывать нефть на шельфе, а вот многие экономические и юридические вопросы в условиях перехода России к рыночной экономике решать приходилось впервые. Одновременно с переговорами шла и разработка законов. А в случае с проектами Сахалин-1 и Сахалин-2 договоры были заключены до принятия части обеспечивающих их российских законов.

Обратимся к хронологии событий.

Июль 1988 года. Начало переговоров между Миннефтепромом СССР и будущим инвестором.

1991 год. Миннефтепром РФ и Мингеологии РФ объявляют конкурс на освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, названных проектом Сахалин-2.

1992 год. Объявлен победитель конкурса - консорциум, впоследствии названный "Сахалин Энерджи". К 2000 году его акционерами были: американская компания "Шелл" (55%), японские "Мицуи" (25%) и "Мицубиси" (20%).

1996 год. Консорциуму выдана лицензия на право разработки месторождений.

1998 год. На Пильтун-Астохском месторождении установлена платформа "Моликпак" и в 1999 году добыта первая нефть.

2003 год. Подписаны условия на поставку в Японию сжиженного природного газа (СПГ) в течение 24 лет. Строится крупнейший в мире завод по его производству.

Такой же длинный путь прошел и проект Сахалин-1. Он был утвержден в 1996 году. Участники проекта: американская "Эксон Мобил" (30%), японская СОДЕКО (30%), индийская ONGC (20%) и две дочерние компании "Роснефти" (20%).

Месторождения Сахалина решено было осваивать по системе соглашений о разделе продукции - СРП. Такая форма сотрудничества характерна в основном для стран со слабо развитой экономикой, не имеющих достаточных ресурсов для долговременных инвестиций в освоение своих природных богатств и готовых идти на менее выгодные условия для привлечения иностранного капитала.

Основной принцип СРП, в отличие от лицензионной системы освоения месторождений, действующей у нас сегодня, заключается в замене налогов разделом продукции. Инвестор платит только налог за пользование недрами и налог на прибыль. В 2003 году закон о СРП в очередной раз подправили: изменили ставки налогов и их число. Раздел продукции обеспечивает как инвестору, так и государству стабильные экономические условия на весь срок соглашения. При заключении СРП предполагается, что чем выше доходность для инвестора, тем большую долю продукции получит государство. Трудность и риск для обеих сторон при заключении СРП состоят в сложности прогноза цены на нефть. А она определяет как доходы, так и цены на приобретаемое оборудование. Исходя из высокой стоимости работ на шельфе и невысокой, по сравнению с нынешней, цены нефти (за период 1991-1995 годов она составляла в среднем 17 долларов за баррель), договорились делить продукцию пополам.

Еще в середине 1990-х годов предполагалось, что значительная часть российских недр будет разрабатываться на условиях СРП, и был подготовлен список из 19 нефтяных месторождений. Этому способствовал, в частности, пример Азербайджана, где в 1994 году заключен первый крупнейший контракт по освоению месторождения на условиях СРП, а за ним последовало еще более 10 контрактов с общей суммой инвестиций около 60 млрд долларов к 2010 году.

У нас в 1996 году были заключены три СРП, и все для освоения нефтяных месторождений. Два из них - это проекты Сахалин-1 и Сахалин-2. Третье, значительно меньшее по масштабам, - об освоении месторождения Харьягинское в Коми. Однако в том же году была внесена поправка в Закон о пользовании недрами и соответственно изменен закон о СРП, что сделало его практически неприемлемым для иностранных инвесторов. Поэтому новых СРП в целях освоения природных ресурсов не появилось.

В 2004 году отменили результаты конкурса по проекту Сахалин-3, который намечали осваивать на основе СРП. Это было вызвано усилившейся критикой данной формы партнерства с иностранным капиталом.

За что критикуют СРП и в какой мере справедлива эта критика? Многие эксперты считают, что соглашения по освоению месторождений шельфа Сахалина были заключены с ущербом для российской стороны. Споры об этом не стихают по сей день. Особенно много критических высказываний сделано по поводу проекта Сахалин-2. Вероятно, они частично справедливы.

Большой ошибкой, например, называют то, что разработку крупного месторождения и добычу стратегического сырья передали консорциуму иностранных компаний без российского участия. Кроме того, в договоре не была оговорена доля российских предприятий в поставках оборудования. Для того времени это было объяснимо. Поскольку в подготовке проекта участвовала ведущая иностранная компания, то требования к оборудованию были записаны в соответствии с западными стандартами. И это неудивительно. Раз финансирование идет без участия России, то, как говорят, "кто платит - тот и заказывает музыку". Ни одна компания, являясь основным инвестором, не отдаст свои деньги, если она не будет контролировать их использование. Она, естествен но, постарается передать дорогостоящие заказы своим проверенным исполнителям. Не следует забывать и другое: в то время отечественные компании вообще не выпускали оборудование для добычи нефти на шельфе. Поэтому, несмотря на позднейшие поправки в законе о СРП, требовавшие 70-процентного участия российских подрядчиков, им в 2002 году досталось менее 35% (по стоимости) контрактов по Сахалину-1 и 50% - по Сахалину-2. В 2004 году соответствующие цифры составили около 50 и 70%.

Вероятно, правительство, оценив упущенные Россией выгоды в сахалинских нефтяных проектах, и внесло поправку 1996 года в закон о СРП, вообще исключившую возможность его применения для крупных месторождений.

Размышляя о значении договоров на основе СРП и о том, почему они были заключены вроде бы на невыгодных с нынешней точки зрения условиях, вспомним положение России того времени. Союз только что распался; появилось новое государство - Россия. Шел процесс приватизации, но было совершенно неясно, как передавать богатства недр в частную собственность и насколько должен сохраняться контроль со стороны государства над их использованием. Несовершенство законодательства, бюджетный дефицит, большие валютные займы, инфляция, низкие мировые цены на нефть - в таких условиях освоение шельфа могло идти только с привлечением инвестиций иностранных компаний. Все это и предопределило принятую тогда форму партнерства с иностранным капиталом, причем у самой России опыта работы на основе СРП в нефтяных проектах, естественно, не было.

И тем не менее именно с этих проектов началось освоение российского шельфа. Заключенные СРП вызвали необычайно высокий приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в масштабах всей России. Сахалин вышел на второе место (после Москвы) по объему прямых иностранных инвестиций. Они составили около 1,7 млрд долларов за 2002 год, или 38% всех ПИИ в России. В 2003-2004 годах их объем еще более возрос.

Заметим, что приведенные в таблице расчеты базировались на стоимости нефти 24 доллара за баррель. С тех пор цена нефти увеличилась, но и стоимость оборудования возросла. Поэтому затраты по проектам утверждаются на каждый год.

Следует отметить основную причину выгодности освоения сахалинских проектов не только для иностранных инвесторов, но и для нас. Рядом находится Япония, не имеющая своего природного сырья, второй в мире после США потребитель нефти и первый в мире потребитель сжиженного природного газа. Япония потребляет 260 млн т нефти и 75 млрд м3 газа в год, причем 80% нефти она везет с Ближнего Востока, из района Персидского залива, - путь не ближний! Доставляя нефть с соседнего острова Сахалин, компании получат значительный доход за счет минимальной цены перевозки, и это должно компенсировать высокую стоимость разработок в условиях шельфа. Рядом находится и быстро развивающийся Китай с его растущими энергетическими потребностями, который по потреблению нефти приближается к Японии. В нефти заинтересована и Южная Корея.

Что касается доходов, которые должно получать государство, то здесь надо отметить следующее. Освоение крупного нефтяного месторождения занимает несколько лет; на пик добычи оно выходит лет через десять. Месторождение начнет давать отдачу в полном объеме только тогда, когда добытая нефть дойдет до потребителя. Ведь добыча и транспортировка - это две неразрывные части работы системы. Поэтому в стоимость освоения месторождения входят все расходы, начиная с разведки, организации добычи, капитального строительства и кончая транспортировкой до места продажи, а это трубопроводы, оборудование портов и даже танкеры для перевозки нефти. Кроме того, в нее включаются расходы на обслуживание и налоги. Только после продажи нефти будут получены деньги, окупающие расходы. В случае СРП они вначале пойдут на компенсацию всех затрат и только потом, при появлении прибыли, начнется раздел продукции. Для проекта Сахалин-2 это произойдет между 2010 и 2015 годами при средней цене на нефть 20 долларов за баррель. При этом государство получит и налог на прибыль (32-35%) со своей доли продукции.

На первый взгляд кажется, что до этого срока ни бюджет, ни страна от своих нефтяных ресурсов ничего не получают. Но это не так. Во-первых, с начала добычи и продажи нефти в бюджет поступает 6% доходов по Сахалину-2 и 8% по Сахалину-1 - налог за пользование недрами. Во-вторых, благодаря внесенным поправкам в закон о СРП, согласно которым 70% работ должно проводиться отечественными компаниями (несмотря на описанные выше трудности), уже на сегодня вложения по этим работам достигли нескольких миллиардов долларов. А это не только заказы для промышленности, развитие новых ее отраслей, например строительство морских буровых платформ, новые рабочие места, но и налоги, поступающие государству от соответствующих предприятий. Специалисты подсчитали, что с каждого вложенного доллара на разных этапах его использования государство может взять в сумме до 70% налогов. И это еще не все - есть прямые инвестиции в местный бюджет, оговоренные с самого начала. Сотня миллионов долларов - таково ежегодное вложение консорциума Сахалин-2 в бюджет Сахалина, идущее на развитие инфраструктуры острова: строительство и реконструкцию железнодорожной и шоссейной сети, реконструкцию и строительство портов и аэропортов, строительство комфортабельного жилья, увеличение числа гостиниц. Началась газификация региона, в 2003 году подвели газ к Южно-Сахалинску. Все это способствует повышению уровня жизни местного населения.

Что помимо этого дают проекты освоения шельфа местным жителям? До начала их реализации наблюдался отток населения с Сахалина. Благодаря этим проектам созданы тысячи новых рабочих мест. Ко времени выхода на максимум строительных работ по проекту Сахалин-2 в них было занято 12 тыс. человек (только на строительстве завода СПГ - 6,5 тыс.). Для осуществления работ по проекту Сахалин-1 необходимо 13 тыс. человек. В дальнейшем, при переходе к эксплуатации, рабочей силы потребуется на порядок меньше, и начнутся ли к этому времени работы по следующему проекту - зависит от государственных ведомств, от принятия ими решений по освоению шельфа Сахалина.

НОВЫМ МЕСТОРОЖДЕНИЯМ - НОВАЯ ТЕХНИКА

Привлекает внимание не только экономика, но и технические особенности освоения сахалинского шельфа.

Упоминавшаяся буровая платформа "Моликпак", до этого поработавшая в ледовых условиях Аляски, связана с плавучим нефтехранилищем "Оха" и одноякорным причалом, расположенными на Пильтун-Астохском месторождении, в 15 км от берега. Из этого плавучего хранилища производят загрузку танкеров. В 2002 году было добыто 1,5 млн т нефти, которая поставлялась в Японию, Китай и Корею. Однако добыча велась только летом. Море зимой замерзает, и ледовый покров держится шесть месяцев. Поэтому от платформы проложен трубопровод на берег.

Проект Сахалин-2 предусматривает установку второй нефтяной буровой платформы "Пильтун-Астохс кая-Б" (ПА-Б) на глубине 32 м. Платформу ПА-Б характеризуют следующие цифры: площадь - 105x95 м, высота - 55 м, вес - 110 тыс. т. Жилой модуль рассчитан на постоянное проживание 100 человек. Но самое интересное - система бурения. Под буровой вышкой находится плита с 45 окнами для бурения куста скважин. Бурение очередной скважины и добыча из уже действующих идут одновременно. Причем скважины бурят наклонно и даже горизонтально, с горизонтальным участком в продуктивном пласте до 1 км. Максимальная протяженность такой скважины - около 7 км. И уход ее в сторону от точки начала бурения - до 6 км. Скважина может оканчиваться не одним забоем, а двумя, разведенными в стороны. При этом надо точно выдержать заданную траекторию скважин. Здесь применяется совершенно новая система управления направлением бурения, называемая геонавигацией. Одна платформа обеспечивает максимальный охват площади месторождения около 25 км2. Причем число добывающих скважин составляет 20-30, а 15-20 скважин используются для закачивания морской воды и вытеснения нефти по мере выработки пласта.

Платформа перейдет в режим круглогодичной добычи после прокладки и запуска нефтепровода длиной 800 км к незамерзающему нефтяному порту Пригородное, рядом с г. Корсаков. Туда же, к строящемуся заводу СПГ, идет газопровод диаметром 1,2 м. В местах пересечения газопровода с реками трубы протягивают через скважины, созданные наклонным бурением. Чтобы проложить трубопровод под наиболее широкой рекой, потребовалось пробурить скважину длиной 1150 м и диаметром 1,5 м. На это ушло несколько месяцев, а на то, чтобы протянуть трубу диаметром 1,2 м и весом 700 т, - 12 часов. Газ завод СПГ получит в 2008 году от газодобывающей платформы на месторождении Лунское. Она уже стоит на месте. Сначала туда доставили огромное бетонное основание и закрепили его на дне; потом из Южной Кореи на барже привезли верхнюю часть платформы, подняли ее домкратами и надвинули на основание. В Пригородном строят огромные хранилища нефти и сжиженного газа (температура его кипения -162оС) и причалы.

Близкие к берегу месторождения Астохское и Чайво, относящиеся к проекту Сахалин-1, осваиваются другим способом. На берегу, у кромки воды, устанавливают стационарно (на все время добычи) специальные буровые комплексы, рассчитанные, как и платформы, на бурение куста скважин, причем все скважины наклонные и уходят в море к месторождению. Строительство первой буровой установки - "Ястреб" - завершено в 2003 году, а в 2004 году пробурено несколько скважин. Буровая установка рассчитана на уход скважин от побережья на расстояние до 10 км.

Выглядит эта конструкция непривычно. Это не решетчатая вышка, стоящая в болоте или в лесу, а закрытая башня с примыкающими к ней или стоящими в отдалении модулями, расположенная на обширной чистой площади с большой парковкой для автомобилей и вертолетной площадкой. Буровой комплекс рассчитан примерно на 40 лет работы.

От прибрежных буровых комплексов и платформы, которую планируют установить на месторождении Чайво, идет нефтепровод протяженностью 220 км поперек Сахалина, через Татарский пролив и далее к порту Де-Кастри, который находится на материке. Зимой порт замерзает, и для транспортировки нефти танкерами потребуются ледоколы. Сухопутную часть трубопровода строили россияне, морскую - японцы. Планируют протянуть и газопровод, вначале до Комсомольска-на-Амуре, а затем - на Хабаровск.

Интересно, что, хотя работы по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 идут рядом (см. рис. 1 и 2), трубопровод у каждого проекта свой. Да иначе и быть не может: работают два независимых консорциума. Однако при модернизации местной инфраструктуры, использовании оборудования для ликвидации аварий и по ряду других направлений они действуют совместно.

***

Проверки, проведенные в последние годы, выявили многочисленные экономические и экологические нарушения в осуществлении работ на сахалинском шельфе. В декабре 2006 года конфликтные вопросы по проекту Сахалин-2 удалось разрешить. Достигнута договоренность о том, что компания "Газпром" выкупит у акционеров консорциума "Сахалин Энерджи" 50% акций плюс одну акцию за 4,75 млрд долларов. Можно надеяться, что это соглашение укрепит консорциум и позволит быстрее согласовывать возникающие вопросы.

Другие статьи из рубрики «Беседы об экономике»

Детальное описание иллюстрации

Остров Сахалин и богатства его шельфа. Красным цветом показаны открытые первыми прибрежные месторождения, вошедшие в проекты Сахалин-1 и Сахалин-2: 1 - Одопту; 2 - Пильтун-Астохское; 3 - Чайво; 4 - Аркутун-Даги; 5 - Лунское. Желтым - показаны перспективные структуры. Следующие проекты обозначены С-3, С-4, С-5, С-6, отдельно выделен Венинский блок (В). Черные треугольники - нефтепромыслы на суше. Синяя сплошная линия - газопровод Сахалин-2, красная - его нефтепровод, оранжевая - нефтепровод Сахалин-1.
По проекту Сахалин-2 добычу ведут с буровых платформ. В рамках проекта Сахалин-1 добычу начали, установив буровые комплексы на берегу и дотягиваясь наклонными скважинами до месторождения; позднее установят и буровую платформу в море. У буровых вышек пунктиром показаны сектор бурения и зона выработки месторождения. Цвета трубопроводов те же, что и на рисунке на стр. 15. Квадратами показаны пункты подготовки нефти и газа к транспортировке.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее