№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ДРУЗЬЯ

В. ТОКТАЕВ (г. Яранск Кировской обл.). Рисунок автора.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Я много лет проработал в геологических экспедициях, бывал в различных регионах нашей необъятной страны. Работать начал в казахстанских степях, затем были Южный Урал, южная Украина, Сибирь, Крайний Север, Заполярье и Таймыр. В тайге много раз случались различные приключения. Об одном из них хочу рассказать.

***

Это было в Восточных Саянах, наш комплексный геологический отряд (восемь человек и четыре вьючные лошади) стоял лагерем в устье небольшой, но бурной речки Туманьжи. На сотни верст вокруг лежала нехоженая тайга.

Однажды, нагрузившись тяжелыми образцами пород, мы с напарником возвращались к стоянке, как вдруг на пути повстречали двух маленьких медвежат. Они не убежали от нас, наоборот, подошли поближе и стали лизаться. Голодные, наверное, предположил мой товарищ и угостил косолапых сахаром. Мы пошли дальше, но медвежата пустились за нами и не отставали. Причину этого мы поняли через несколько минут: на краю поляны лежала убитая медведица. Земля вокруг была изрыта копытами крупного сохатого, в схватке победителем вышел он. Нам, геологам, предстояло заменить маленьким, неумелым зверятам родную мать. Мы взяли медвежат с собой.

Прибыв в лагерь, новоселы первым делом познакомились с Дружком - собакой, охранявшей бивуак. Внимательно осмотрев незнакомого зверя с длинным хвостом, медвежата решили познакомиться поближе и смело двинулись вперед. В ответ на такое дерзкое поведение шерсть Дружка встала дыбом, но он сдержался, проявив "мужской" характер. Позднее животные стали неразлучными приятелями. В конце августа мы завершили поисковые работы и вернулись в геологоуправление. Медвежат взяли с собой.

Дальнейшая судьба малышей сложилась так: один стал артистом Красноярского цирка, другой вместе с Дружком поселился у меня. Медвежонок скоро освоился, ходил свободно по двору, лазил из любопытства на крышу дома. Вечером, когда включали в комнате свет, косолапый взбирался на стопку шифера, сложенного у окна, барабанил по раме лапой - пусти, дескать, в дом, поиграем детскими игрушками, покувырка емся на коврике - и, поняв, что в дом не пустят, уходил спать в собачью конуру, которую Дружок уступил ему по доброте своей души.

Словом, жизнь текла, как в сказке. И все было бы хорошо, но однажды малыш проштрафился: перелез через забор в соседний огород и решил там похозяйничать. Соседке не понравилось поведение таежного пришельца. Пришлось мишку посадить на цепь. С этого дня у косолапого свободы не было.

Когда медвежонок подрос и окреп, я решил, что пришло время расстаться. Отвез его в тайгу и выпустил на свободу. Дал, как и прежде бывало, любимые лакомства, сахару и попрощался. Прошел метров 200 и все оглядывался, не пойдет ли медвежонок за мной? Не пошел. Только стоял и смотрел вслед, пока я не сел в кабину автомашины.

Дружок остался один. Он сильно скучал по приятелю, вначале жалобно ныл, отказывался от пищи. В будку не заходил несколько дней и даже в дождливую погоду спал под открытым небом. Ему, наверное, думалось, что косолапый друг еще вернется.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее