В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительно деревянными, как и во всех странах Европы, где в пищу употребляли жидкие яства - супы, каши. Первое упоминание о русских ложках встречается в "Повести временных лет", где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.
Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.
С древнейших времен жителям сел и деревень, раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы, на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай, и поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода населения. Развитию промыслов способствовали наличие запасов древесины, близость крупнейших торговых центров - Макарьевской и Нижегородской ярмарок, а также деловитость, предприимчивость и художественный вкус старообрядческих умельцев, которые в ХVII - начале ХVIII века стали основывать в керженских лесах свои поселения.
Из исторических свидетельств известно, что к началу ХVIII века селишко Семеновское, называемое починком, укрупняется, здесь возникает базар, который вскоре становится признанным торговым центром Нижегородского края. В 1779 году село Семеново было преобразовано в уездный город Семенов, призванный бороться со старообрядцами. Однако все прилегающие деревни и села еще долго будут хранить веру дедов.
Семеновские мастера делали ложки "такие приглядные да ловкие, - пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, - что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали". Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.
Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
Простая русская широкая ложка средней величины называлась "межеумок" (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: "Они мастерят... ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ".
Бурлацкая ложка "бутырка", название которой, по всей видимости, произошло от слова "бутырить" - переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, "вывеску".
Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская - немного покруглее (слово "баский" означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: "Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!"
Делали в Нижегородской губернии и складные ложки - они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.
В историко-художественном музее города Семенова, который был открыт в 1934 году, хранятся самые разные ложки: белые (неокрашенные), крапленные легким узором с помощью птичьего пера, лакированные, с разнообразной росписью и резьбой. Эту коллекцию незадолго до революции начал собирать местный художник Г. П. Матвеев. Сегодня в музее кроме ложек есть великолепные образцы расписной хохломской посуды, токарная и топорная игрушка, лесная корнепластика, резные изделия, в том числе мебель, и много всяких деревянных диковинок. Их изготавливают семеновские фабрики "Хохломская роспись", "Семеновский сувенир", ТОО "Абрис", а также художественная школа города Семенова.
Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши". У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
В музее есть ложки, типичные для староверов, - с черенком в виде двуперстного знамения. На одной из таких ложек изображен российский герб с двуглавым орлом и монограммой императора Александра III.
В конце ХIХ века в Семенове работал мастер Митрей Иванов, который украшал свои ложки способом крапления, нанося тушь и чернила куриным или гусиным пером, с легкой подкраской силуэтов кистью. Рисунок выполнялся свободно, одним росчерком пера. Очень обобщенно, но узнаваемо изображаются церкви и дома на городской набережной, вода в реке, деревья с кудрявыми ветвями, обрамляющие композицию. Эта виртуозная роспись сродни искусству примитивов. Таковы и ложки мастерицы Екатерины Ивановны Пряничниковой, выполненные, очевидно, в 1930-е годы. Сюжеты на внутренних сторонах головок ложек самые житейские: женщина за самоваром, косец в красной рубахе, держащиеся за руки подруги, женщина, кормящая кур.
Интересно взглянуть и на коллекцию 1960-1970-х годов местного мастера Н. С. Мерзлова. Резчик изучал свойства древесины при выделке ложек из клена, липы, березы, ольхи, ели, осины, сосны. Оставляя свои изделия неокрашенными, он тем самым подчеркивал красоту текстуры дерева. Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек: витые, с прорезным орнаментом, с завершением черенка скульптурными фигурками женщин или головами различных животных.
Радуют глаз хохломские ложки. О них разговор особый.
Хохломская роспись со свойственными ей технологией, колоритом и орнаментом возникла на рубеже ХVII-ХVIII веков на севере Нижегородской губернии, в нынешних Семеновском и Ковернинском районах. Родиной хохломы считают поселок Семино Ковернинского района. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома Нижегородской губернии, куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений - Семино, Большие и Малые Хрящи, Новопокровское и др.
До того как попасть в руки художника, деревянная посуда проходила сложный и оригинальный путь подготовки, присущей только хохломской росписи. Сначала резное "белье" натирали жидким раствором глины ("вапом"). Когда глина подсыхала, изделие смазывали льняным маслом. Пропитанный маслом тонкий слой глины создавал прочную оболочку, которая закрывала поры древесины и препятствовала проникновению внутрь олифы и лака, используемых в дальнейшей обработке. На следующем этапе посуду несколько раз олифили и просушивали. Последний, обычно четвертый, слой олифы сушили до стадии "мягкого отлипа", чтобы на поверхности изделия мог удержаться слой грунта под роспись. Изначально этот слой состоял из серебряного порошка, потом его заменило олово, а ему на смену в наше время пришел алюминий. Этот порошок называют полудой, а сам процесс нанесения его на изделие - лужением. После просушки луженые формы, похожие на серебряные, расписывали, затем покрывали тонким слоем лака, раскладывали на противни и, как пироги, сажали в жарочные шкафы, где температура достигала 250 градусов. Пройдя такую "закалку", изделия приобретали искристый блеск, серебряные детали под лаком становились золотыми.
Для хохломы характерны своеобразное сочетание красок - ярко-алой киновари, черной "сажи", золота и зелени (именно эти цвета, не изменяясь, выдерживают закалку при высокой температуре) - и два основных вида письма - "верховое" и "фоновое", или "под фон". Традиционен и устойчивый мотив росписи: вьющаяся ветка с гроздями ягод в окружении трав либо фантастических цветов. При "верховом" письме орнамент наносят на серебристую поверхность луженой посуды мазками, применяя обычно роспись "травка". В данном случае в изделии после покрытия его лаком и закалки преобладает золотой фон, а орнамент, выписанный красной, черной или зеленой краской, идет поверх этого фона.
При "фоновом" письме контурный рисунок орнамента наносится на полуду черной или, к примеру, красной краской, а затем весь фон, окружающий орнамент, закрашивается этой же краской. В готовом изделии золото блестит лишь в орнаменте.
Семеновцы больше любят роспись "под фон". Хотя она и более трудоемкая, но зато выглядит наряднее. Такую роспись выполняли прежде только для богатых заказчиков или на подарочных изделиях. На семеновских ложках самые разнообразные мотивы росписи. Здесь и сочные киноварные ягоды рябины, малины, вишни, и золотые листья затейливых форм. Похоже на драгоценную парчу "круглое" письмо "кудрина", когда золотые цветки и такие же листья обрамляет фон красного или черного цвета. Название "кудрина" объясняется тем, что мотивы этой росписи состоят из округлых завитков, похожих на кудри.
Сегодня настоящей хохломой является продукция предприятий ЗАО "Хохломская роспись" в городе Семенове и "Хохломской художник" в поселке Семино Ковернин-ского района. Основную массу дешевых хохломских ложек изготавливают, как правило, по-прежнему мастера-надомники. Семеновские чудо-ложки, золотое узорочье которых так греет душу, наверняка есть в коллекциях истинных ценителей народного искусства. Эти изделия традиционно - лучший сувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.