№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

"ПРЯМОЙ ЭФИР" НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА

Записала О. СУГОЙ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Из Центра в Москве производится прямая трансляция: видеосигнал с телекамеры преобразуется в цифровой и по спутниковым сетям передается в регионы.

"Дистанционное обучение" - это словосочетание слышали, наверное, многие. Однако даже не все специалисты понимают, что кроется за этим уже ставшим привычным термином. Как следует из самого определения, дистанционное обучение - получение образовательной информации вдали от образовательных центров. Но не только. Сегодня под дистанционным обучением понимают обучение на расстоянии с использованием самых современных информационных технологий.

Когда-то существовал образовательный телевизионный канал, который транслировал различные тематические программы для студентов, школьников и просто для людей, занимающихся самообразованием. Его вполне можно было бы отнести к системе дистанционного обучения, поскольку для передачи информации использовалась самая современная на тот момент технология - телевидение.

С тех пор прошло почти четверть века, теперь на первый план вышли информационные технологии, которые предусматривают использование компьютера. Многие образовательные учреждения России не преминули воспользоваться новыми возможностями. В некоторых вузах для студентов -заочников, слушателей курсов повышения квалификации и абитуриентов создаются электронные учебные пособия (курсы лекций, упражнения, тесты и т.д.), записанные в основном на компакт-дисках. Довольно часто учебные материалы не только тиражируются на электронных носителях, но и периодически рассылаются по электронной почте.

Такой способ передачи информации вполне можно назвать дистанционным обучением. Электронные учебники удобны тем, что в отличие от обычных "бумажных" они могут содержать наглядный иллюстративный материал в виде диаграмм, графиков, фотографий и схем. Для лучшего восприятия материала часто используются современные приемы: флэш-анимация, виртуальная реальность, звуковое сопровождение, трехмерные изображения.

В последние годы повсеместно получил распространение Интернет. С ним в дистанционное обучение пришла интерактивность, то есть связь между учебным заведением и студентом стала двусторонней. На практике это выглядит следующим образом. Учебные материалы помещаются на специально выделенном образовательном Web-сервере. Студенты или специалисты "скачивают" эти материалы на свой компьютер, отвечают на вопросы в режиме online, проходят тестирование, осуществляют поиск по базе данных, обмениваются мнениями на форуме. Такая система обеспечивает связь студента с учебным заведением не только во время сессии, но и на протяжении всего учебного процесса. На Западе подобные системы поддержки образования называют LMS - learning management systems. У нас они именуются системами дистанционного обучения или СДО. В России СДО уже не экзотика, многие университеты обучают "удаленных" студентов именно таким образом.

Эти два подхода сегодня в основном и применяются на практике. Но существует еще одна методика, которую можно вполне отнести к новшествам дистанционного обучения. Имеется в виду трансляция лекционного материала с помощью цифрового спутникового телевидения. Такая технология улучшает процесс усвоения материала и в конечном счете повышает качество обучения. Однако возможности телевизионных трансляций весьма ограничены: студенты не могут подобрать образовательный материал сами, отсутствует обратная связь обучаемых с преподавателями, а главное - в телевизионных передачах никак не используются преимущества современных компьютерных технологий.

Из сказанного понятно, что будущее дистанционного обучения за подходом, объединяющим все сильные стороны существующих методик и свободным от их ограничений и недостатков. Такой подход уже воплощен в уникальной, не имеющей аналогов системе, которая разработана и эксплуатируется московской компанией "Классика". Называется она - универсальная платформа доступа к информационно-образовательным ресурсам с использованием спутниковых каналов связи "Классик@3".

По сути, "Классик@3" представляет собой объединение технологий телевизионного спутникового вещания и традиционной передачи компьютерных данных. Образовательная информация (записи лекций, видеофильмы, звуковые файлы, анимация, графики и т.д.) распространяется в режиме трансляции - по принципу спутникового телевещания "от одного ко многим". При этом основной поток информации учащиеся получают через высокоскоростной спутниковый канал, принимая преобразованный сигнал со спутника на экраны собственных компьютеров.

Как же это осуществляется на практике? Информационные материалы с помощью специального оборудования преобразуются в цифровую форму, сжимаются и передаются на спутниковый телепорт, откуда в виде сигнала поступают на спутник. На крыше у абонента устанавливается обычная спутниковая приемная антенна-"тарелка", какую часто используют для приема программ спутникового телевидения, а в офисе или компьютерном классе - специальный блок приема данных, аналогичный тюнеру при приеме сигнала спутникового телевидения, который называется терминалом. Такой терминал представляет собой оригинальную разработку компании "Классика". К разъему терминала нужно только подключить персональный компьютер или локальную компьютерную сеть, и можно приступать к обучению.

В отличие от обычного телевидения система "Классик@3" позволяет осуществить взаимодействие учебного заведения со студентами. Учащиеся могут запрашивать образовательные материалы любыми доступными для них способами: через Интернет, по телефону, факсу, почте, послав SMS-сообщение и т.д. Более того, система "Классик@3" успешно используется и при полном отсутствии связи с учащимися, когда в удаленном населенном пункте нет даже телефона. В этом случае образовательная информация распространяется только в режиме трансляции и поступает ко всем пользователям одновременно.

С помощью спутниковых технологий можно доставить информацию в многочисленные населенные пункты, где вообще нет никакой коммуникационной связи с внешним миром (или качество связи явно недостаточно для передачи нужной информации). И что еще очень важно - в отличие от Интернета - качество изображения, стоимость затрат на передачу данных и скорость получения материалов не зависят от числа пользователей. С помощью такого "компьютерного телевидения" можно передавать электронные учебники, компьютерные программы, видеофильмы. При необходимости нетрудно транслировать конференции, заседания или какие-либо другие события в реальном режиме времени, то есть как бы "в прямом эфире".

Что же конкретно дает система "Классик@3" дистанционному обучению? Как и спутниковое телевещание, она позволяет дешево, быстро и качественно распределить большой объем информации из центра по неограниченному числу пользователей на всей территории России и стран СНГ. Это делает новую технологию значительно более привлекательной, чем Интернет. Но в отличие от телевидения система "Классик@3" позволяет использовать для дистанционного обучения и последние информационные компьютерные технологии - электронные документы, компьютерные программы, гипертекст, виртуальную реальность, ГИС-технологии и др., что делает лекции выразительными и наглядными. Причем у обучаемого есть возможность (если в населенном пункте имеются необходимые средства связи) выбирать и заказывать необходимый образовательный материал. Система "Классик@3" также позволяет проводить лекции, семинары, консультации в режиме реального времени online. Обучаемый может задавать вопросы лектору, что приближает качество дистанционного обучения к очному образованию.

Таким образом, "Классик@3" представляет собой новое мощное средство дистанционного обучения, вобравшее в себя все лучшее от цифрового телевидения, спутниковых и компьютерных технологий. Есть еще одна сфера применения технологии "Классик@3", которая, вероятно, заинтересует многих компьютерных пользователей в удаленных уголках России. С помощью системы "Классик@3" можно обеспечить полноценный доступ в Интернет даже там, где все телекоммуникационные возможности ограничены лишь телефонной линией посредственного качества.

Сейчас дистанционное обучение начинает применяться в различных образовательных сферах. Самое широкое распространение оно получило в динамично развивающихся отраслях, где поток информации постоянно обновляется. Имеются в виду информационные технологии, бухгалтерский учет, налогообложение, правовая сфера, бизнес, администрирование и некоторые другие отрасли. Представители этих специальностей должны быть в курсе всех нововведений и поэтому все чаще и чаще прибегают к дистанционному обучению "без отрыва от производства". Компания "Классика" готова предложить фирмам и учреждениям услуги по организации таких сетей дистанционного обучения (дополнительного образования и повышения квалификации) через уже существующие центры доступа в 17-ти крупных городах России.

Иллюстрация "Из Центра в Москве производится прямая трансляция: видеосигнал с телекамеры преобразуется в цифровой и по спутниковым сетям передается в регионы.".
Из Центра в Москве производится прямая трансляция: видеосигнал с телекамеры преобразуется в цифровой и по спутниковым сетям передается в регионы. Учащиеся просматривают лекцию в специально оборудованном зале на экране проектора или на собственных компьютер ных мониторах.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее