МАГНИТНЫЕ БУРИ И ОРГАНИЗМ

В. ОРАЕВСКИЙ, В. КУЛЕШОВА, Ю. ГУРФИНКЕЛЬ, А. ГУСЕВА, С. РАПОПОРТ. Медико-биологические эффекты естественных электромагнитных вариаций. В. ОРАЕВСКИЙ, Т. БРЕУС, Р. БАЕВСКИЙ, С. РАПОПОРТ, В. ПЕТРОВ, Ж. БАРСУКОВА, Ю. ГУРФИНКЕЛЬ, А. РОГОЗА. Влияние геомагнитной активности на функциональное состояние организма. "Биофизика" том 43, выпуск 5, 1998.

Как влияют на здоровье человека геомагнитные бури? Исследуя эту проблему, группа московских геофизиков и врачей получила следующие результаты. Установлено, что не менее 75% всех магнитных бурь сопровождаются ростом числа госпитализированных людей с сердечно-сосудистыми и нервными заболеваниями в среднем в 1,5 раза. Речь идет об инфарктах миокарда, поражениях сосудов головного мозга, покушениях на самоубийство.

Подобный эффект может наблюдаться за сутки до наступления магнитной бури и продолжаться в течение двух суток по ее окончании. Весьма интересными оказались результаты исследования крови пациентов. Ее вязкость во время магнитной бури резко возрастала: в некоторых случаях почти вдвое, эритроциты слипались, а кровоток замедлялся. Тем самым доказано, что магнитная буря увеличивает риск развития патологий сердечно-сосудистой системы.

Впрочем, реагируют на изменение геомагнитной обстановки не только больные люди, но и абсолютно здоровые, если они находятся в каких-то экстремальных условиях, например космонавты на орбите. Проверка показала, что магнитные бури вызывают у них сбой сердечного ритма. Врачи считают, что таким образом организм пытается выйти из стресса - ищет наилучший вариант.

Так же, как и у больных, пик недомоганий у космонавтов приходился на второй день прохождения бури, и для восстановления сердечного ритма им требовались лекарства.