И У КАБАНОВ ЕСТЬ РАЗВЕДЧИКИ

В. ЗАЙЦЕВ. Вожаки, лидеры и разведчики у кабанов. "Бюллетень Московского общества испытателей природы" том 104, выпуск 1, 1999.

В сообществе кабанов, как это знают биологи, всегда есть особи, оказывающие влияние на поведение остальных животных. Но как именно распределяются функции между этими лидерами, оставалось до недавних пор почти неизвестным.

Изучение жизни кабанов в вольерах и на природе обнаружило значительную сложность и гибкость организации их поведения, при которой черты лидера могут проявиться практически у любой особи - в разных обстоятельствах и в зависимости от индивидуальных особенностей.

Лидеры у кабанов выявляются при подходе к пище, к опасному предмету, при передвижениях группы, при разведке, при социальных контактах. И уже у кабанов-первогодков наиболее сильные и крупные из них проявляют инициативу при подходе к корму и опасному объекту, а самые малые - при бегстве, при следовании друг за другом, при образовании групп с сильными партнерами.

Желание следовать за лидером обычно возникает у кабанов, если тот начинает чавкать или рыть землю либо таскать какой-либо предмет. Такими действиями жаждущий лидерства самец специально привлекает к себе внимание партнеров. Иногда в подобных ситуациях может возникнуть конкуренция: с переменным успехом лидируют два самца, и тот, кому не подражают, может прекратить свою деятельность.

При перемещениях группы в ней одновременно появляется сразу несколько лидеров, которые определяют продвижение ее частей. Кроме того, самки и второгодки-"воспитатели" становятся руководителями для кабанят. Но основным остается взрослый самец, который передвигается впереди группы - на расстоянии до 50 метров. Это - вожак, который обладает рядом качеств лидера и владеет разными способами управления поведением своих сородичей.

Есть в группе и самцы, патрулирующие местность вокруг нее: одни отходят от нее лишь на небольшое расстояние, другие могут удаляться и на несколько километров. Это - разведчики, которые ищут корм и подходящие для обитания участки, а затем непременно возвращаются обратно. Нередко проводит разведку местности и сам вожак, который обычно первым замечает опасность.