ФОТООХОТА: МАКРО И МИКРО

Н. МОЛОГИНА, биолог. Фото автора.

ПОИСКИ И НАХОДКИ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Хорошо понимаю человека из басни Крылова, с восторгом рассказывавшего о мельчайших жучках, виденных им в Кунсткамере, и не приметившего слона. Для меня мелкие детали часто гораздо интереснее и красивее целого, я с детства любила рассматривать всякие мелочи. Постепенно захотелось не просто рассматривать, но и фотографировать.

Сначала был куплен зеркальный фотоаппарат, но его зум-объектив давал мало возможностей снимать крупным планом. Нашла обычную лупу. Теперь надо было одной рукой держать перед объективом фотоаппарата лупу, а другой - сам фотоаппарат, стараясь при этом настроиться на резкость и не забыть про композицию снимка.

Глядя на мои мучения, родители подарили мне макрообъектив. Началась новая жизнь со съемками ползком, с охотой за насекомыми и растениями, неожиданными открытиями на кухне.

Прошло время, и достигнутого стало опять мало. Однажды взгляд упал на бинокулярный микроскоп, одну из любимых игрушек моего детства. Собственной смекалки уже не хватило, пришлось привлекать мужа. Сняли бинокулярную насадку, вместо нее поставили фотоаппарат со снятым объективом. Это живо напомнило былые мучения с лупой: одной рукой держишь фотоаппарат на микроскопе, другой настраиваешь микроскоп на резкость, третьей… о чем это я? В результате поле зрения получалось маленькое и круглое, снимки бледненькие и не слишком резкие, но все-таки получались.

Понадобился переходник для крепления фотоаппарата на микроскоп. После некоторой доработки получилась сравнительно удобная в работе конструкция.

Теперь не хватало света. Фотовспышки не подходили, так как свет нужен был не только непосредственно в момент съемки, но и для наведения на резкость микроскопа. Выручил галогенный прожектор, но он сильно грелся и давал свет не той цветовой температуры, на которую рассчитаны обычные пленки.

Пришлось ставить фильтр. Все бы ничего, но снимки выходили какие-то серые, особенно фон.

Оказалось, что в микроскопе, в результате сочленения деталей, есть места, через которые идет засветка. Заклеила их. Сначала пробовала снимать на пленку с чувствительностью 800 единиц, но она давала крупное, не очень красивое зерно, так что вернулась к обычной пленке с чувствительностью 200 единиц. А так как снимаю большей частью в отраженном, а не в проходящем свете, заклеила отверстие в предметном столике, что значительно увеличило контрастность снимков.

Возникла еще одна проблема - малая глубина резкости. К сожалению, нельзя было применить для увеличения глубины резкости диафрагму фотоаппарата, поскольку вместо объектива использовался микроскоп. Пришлось мастерить самодельные нерегулируемые диафрагмы из монет для объектива самого микроскопа.

Теперь захотелось увеличить яркость источника света да и заменить "кипятильник", буквально поджаривающий объект съемки вместе с фотографом. Выяснилось, альтернатива есть! Светодиод повышенной яркости плюс фокусирующая линза. Чтобы конструкция была мобильной, поместила диод на гибкую подставку от настольной лупы. Это позволяло легко менять направление и угол освещения. Светодиод имеет цветовую температуру 5500 K, что соответствует солнечному свету, поэтому оказался не нужен корректирующий фильтр, а значит, и света стало еще больше.

Пошли в дело диафрагмы с очень маленькими отверстиями, через которые до этого снимать было невозможно. В результате еще увеличилась глубина резкости.

На очереди новые идеи, которые, надеюсь, позволят получить изображения еще качественнее и добавят новые выразительные возможности. Например, попробую размещать напротив источника света отражатель, возвращающий свет на объект. Это должно привести к очередному увеличению освещенности примерно в 1,5 раза.

О ЦИФРОВЫХ КАМЕРАХ, ТВОРЧЕСКИХ МОМЕНТАХ И ОБЪЕКТАХ СЪЕМКИ

В микросъемке, как и в фотографии вообще, удобно получать изображение мгновенно. Рассмотрев получившееся фото, можно переснять еще не успевший "завянуть" объект.

Для микросъемки подходят цифровые зеркальные камеры с оптическим видоискателем. Электронный видоискатель не позволяет контролировать резкость кадра, его разрешение намного меньше разрешения светочувствительной матрицы.

Хороший кадр получается при условии, что увеличение соответствует размеру объекта. Если увеличение недостаточно, выходит мелко и непонятно, если слишком крупно - в кадр не "влезают" все существенные детали, но при этом для отдельной детали увеличение может быть все еще мало. На практике пришлось столкнуться с тем, что некоторые цветы при макросъемке получаются слишком мелкими, а под микроскоп "не лезут", поскольку достаточно крупные и объемные.

Кроме того, нежные тонкие растения успевают высохнуть и покоробиться еще до окончания съемки. Особенно ранимы белые лепестки и пестики-тычинки, они быстро буреют.

Тонкие, пропускающие свет объекты или срезы тканей можно снимать и в проходящем свете. Неокрашенные срезы выглядят бледно и невыразительно. Для съемки окрашенных срезов требуется гораздо меньше света, при этом почти нет проблем с глубиной резкости, но приходится заранее готовить объект, а для этого нужны специальный инструмент, реактивы, красители. Получается красиво, но при выборе новых сюжетов возникают другие проблемы.

Непросто снимать и насекомых. С малоподвижными, например со щитовкой, особых хлопот нет, а более подвижных можно "поймать" за едой, когда они никуда не спешат. Таковы тля, паутинный клещ. Хорошие результаты получаются и в том случае, если ограничить движение насекомых, поместив их в небольшой объем и закрыв сверху стеклом. Так я снимала паука. Использование при съемке насекомых липкой поверхности не понравилось: слишком заметно, и фон получается неряшливый.

Возникает и ряд специфических проблем. При съемке под микроскопом, например, предметы, воспринимаемые невооруженным глазом как совершенно чистые, оказываются покрытыми пылью и мусором. Приходится мусор счищать, сдувать или искать место почище.

Микро- и макрофотография - огромный все еще мало изведанный мир для художественного и технического творчества.

Другие фотоработы, выполненные в такой технике, вы сможете найти в Интернете по адресу: www.mologina.narod.ru

Величкина Е. Макросъемка со светодиодным фонариком //Наука и жизнь, 2005, № 6.

Владов В., Шань С. Биологический практикум с детским микроскопом //Наука и жизнь, 1966, №№ 3, 5, 7.

Милославский В. Домашняя микрофотог рафия //Наука и жизнь, 1998, № 1.

Ошанин С. С микроскопом у пруда //Наука и жизнь, 1988, № 8.

Ошанин С. Невидимая миру жизнь //Наука и жизнь, 1989, № 6.

Ошанин С., Танасийчук Е. Макросъемка в природе. - М., Искусство, 1973.

Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Оборудование для съемки: галогенный прожектор; микроскоп с установленным фотоаппаратом; бинокулярная насадка микроскопа; мини-штатив; переходники для установки фотоаппарата на микроскоп; салфетка; лупа; сверхъяркий светодиод на гибком штативе и с источником тока.
Цветок медуницы. Внутренняя сторона цветка. Микроскоп. Цвет лепестков меняется в зависимости от реакции (рН) клеточного сока: в кислой среде пигменты красные, в нейтральной - фиолетовые, в щелочной - синие. На фото видны участки с разноцветной окраской. Пестик и тычинки имеют разную длину, что уменьшает вероятность самоопыления.
Поперечный срез ветки липы. Микроскоп х 20. В центре - рыхлая сердцевина, далее - радиально расчерченная древесина (видны два годовых кольца). Тонкий слой, окружающий древесину , - камбий, состоит из активно делящихся клеток; за счет камбия побег растет в толщину. Наружный слой (кора) покрыт тонким слоем неживых клеток (коркой).