Народу на мысе собралось немеряно - со всей Европы и, по-моему, даже из Америки. Двое выбивающихся из сил полицейских уже не знали, на какие еще обочины направлять прибывающие автобусы и легковушки. Пляж был усыпан людьми: все сидели на песке, периодически примеряя защитные очки. Вода в море ледяная, поэтому купающихся почти не было, но Солнце жарило так, что без темных очков смотреть было больно. На пригорке чуть в стороне от пляжа сосредоточились более подготовленные наблюдатели, вооруженные биноклями, фотоаппара тами на штативах и телескопами с защитными светофильтрами - Meade, Celestron'ы и наш ТАЛ-120 с солнечным экраном.
Начало затмения прошло почти незамеченным - просто, посмотрев в очередной раз на Солнце, мы увидели, что с правого его края появилась маленькая "вмятинка", которая стала медленно увеличиваться. Частная фаза шла долго и в общем не очень интересно. Ажиотаж стал нарастать минут за пять-десять до начала полной фазы. В эти последние минуты стало вдруг заметно, что Солнце не такое яркое, и вокруг уже можно смотреть без темных очков. К тому же заметно похолодало. Перед затмением мы боялись обгореть, теперь на теле выступили мурашки и хотелось что-нибудь на себя накинуть.
Когда затмение дошло до фазы "бриллиантовое кольцо", напряжение достигло апогея - большинство завороженно смотрели на небо, некоторые фанаты астрофотографии лихорадочно щелкали затворами фотоаппаратов, явно в ущерб личным впечатлениям.
Начало полной фазы было встречено бурными аплодисментами. Зрелище настолько не-обычное и впечатляющее, настолько величественное, что описать его словами можно лишь очень приблизительно. Мелькнула мысль, что все представления о конце света имеют под собой веские основания... Как только последний луч Солнца скрылся за диском Луны, сразу вдруг будто кто-то щелкнул тумблером: "включились" солнечная корона и звезды! Если бы в эту секунду в небе раздалась органная музыка, я бы нисколько не удивился и воспринял это как естественное дополнение к происходящему. Чуть ниже и левее Солнца вспыхнула Венера в таком великолепии, что от нее одной дух захватило. Так высоко над горизонтом я ее видел до сих пор только в ранние сумерки, а тут - на фоне черного неба! Вверх вправо и чуть дальше от Солнца, чем Венера, сиял Меркурий, хотя и не так ярко.
Но самым главным в этом небесном представлении, конечно, была солнечная корона. Почти правильной круглой формы, косматая, яркая, она полыхала посреди неба как... как... О, Господи! Да разве можно ее с чем-либо сравнить! Это нужно видеть. Темнота вокруг была не полная, я бы назвал это плотными сумерками. А по всему горизонту небо было светло-заревым - там кончалась тень. Многочисленные чайки сели на воду и сбились в кучу, образовав большой белый плавающий остров.
Две минуты полной фазы пролетели как одно мгновенье. Первый луч Солнца, выглянувший из-за сползающей Луны, опять был встречен аплодисментами: публика благодарила небесного режиссера за грандиозное шоу. Снова возникло как прощальный привет "бриллиантовое кольцо". Потом оно медленно расплылось, и затмение перешло в частную фазу.
Самое интересное было позади, народ стал понемногу расходиться.
Фотографии сделаны объективом "Юпитер-21М" с двукратным телеконвертором на пленке "Fuji Superia 100". Подготовиться к этим съемкам мне очень помогли советы А. Остапенко, которые были напечатаны в "Науке и жизни" № 7, 1999 г..