Уже несколько лет ведутся палеоландшафтные исследования в центре Мещеры - Спас-Клепиковском районе Рязанской области. Эти места освободились от ледниковых вод позднее, чем окрестности; богатая сегодня разнообразием мещерская флора и прекрасные ландшафты Мещеры относительно очень молоды.
Образцы пыльцы брались в разрезах торфяников, максимальная толщина которых достигает 2,2 метра, а датировка нижней части разреза, то есть начала отложения торфа, относится к VI тысячелетию до н. э.
В голоцене (послеледниковом периоде) в центральной Мещере преобладали сосновые и березовые леса с некоторым количеством ели, в значительной мере заболоченные и перемежающиеся открытыми болотами и заболоченны ми лугами. Климат в те времена часто менялся, влияя тем самым на тип растительности и на ее границы.
Судя по обнаруженной в торфяных слоях пыльце, в IV тысячелетии до н. э. в ландшафтах Мещеры появились сорные и пастбищные растения, а в следующем - культурные злаки. Это говорит о возникновении пастбищного животноводства и зачатков земледелия. В начале первого тысячелетия до н. э. - после долгих засух - земледелие стало преобладать, отодвинув животноводство на второй план.
Эти данные вполне согласовываются с археологическими, по которым основанное на рыболовстве и охоте хозяйство древних обитателей Мещеры постепенно вытеснялось животноводством, а затем и земледелием - сперва ручным, а со временем и пашенным.
И все же, исходя из количественных соотношений пыльцы природных и принесенных человеком растений, можно утверждать, что в основном смена мещерских ландшафтов определялась природными, а не антропогенными факторами. И даже теперь из 1273 видов растений Мещеры лишь 256 (то есть около 1/5) так или иначе связаны с человеческой деятельностью.