№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ОЧАГ, КОТТЕЛ ДА ЛОЖКИ-ПЛОШКИ

"Интерьер кухни". Эстамп Филибера-Луи Дебуку, 1812 год. Судя по открытому окну, перед нами - кухня загородного дома, но и в больших городских домах Европы начала века она имела подобный этому вид.

Согласитесь, что в наших современных квартирах кухня - наиболее обжитое помещение. Здесь не только едят и готовят еду, но и, как теперь принято говорить, общаются. Именно на кухне протекает основная часть домашней жизни едва ли не каждой отечествен ной семьи.

Между тем в своей любви к подобного рода общению мы всего лишь вернулись назад, к тем давним временам, когда кухней была территория вокруг очага, находившегося, как правило, в центре жилища, где разводился огонь.

В Египте и в странах античного мира, когда размеры жилых домов существенно увеличились, помещение, где готовили пищу и мыли посуду, перенесли в противоположную от жилой зоны сторону двора. Как известно, и у египтян, и у римлян существовал водопровод, так что имелся и сток воды из кухни.

Основными предметами кухонной утвари у римлян были железные и бронзовые горшки, тарелки и кувшины из обожженной глины, таганы, а также железные ножи и скребки. Посуду держали, как правило, во встроенном в стену шкафу, поблизости от печей. Римская печь, кстати, одна из наиболее типичных находок при археологических раскопках от берегов Шотландии до Ближнего Востока.

Во времена средневековья кухня снова переместилась на прежнее место - в сердце дома, где огонь очага обогревал всю семью. Предметы, которыми пользовались при готовке, в основном остались прежними: железные горшки, чугунные сковороды да кувшины и плошки из глины, но к ним прибавились жаровня, медные ступки и пестики для размола пряностей, ложки и ковши, а также сита из металла и дерева. Тарелки, которые подавали на стол, были чаще всего деревянными или керамическими, позднее - оловянными. Посуда из стекла употребля лась редко, так как считалась хрупкой и дорогой вещью. Роскошью было, конечно, и серебро. Железные котлы, в которых готовили пищу, с помощью таганов (треножников) устанавливали над огнем, а в более поздние времена подвешивали на цепях к специальным крюкам в потолке. Сведения о существовании металлических печей дошли до нас уже со времени позднего средневековья.

В эпоху Возрождения кухня, которую и во дворцах, и в домах попроще устраивали на нижних этажах, бывала, как правило, весьма просторной, однако плохо освещенной и сырой. С верхними, жилыми, помещениями ее соединяли специальные лестницы в тыльной части дома, а в более поздние времена - маленькие лифты, с помощью которых тяжелые блюда с едой отправляли наверх. В 1832 году в Венеции вышла книга под названием "Proprietario Architetto" ("Собственник-архитектор"), ее автор Урбано Витри отмечал высокую смертность среди поваров эпохи Ренессанса, возлагая за это ответственность на архитекторов того времени. При этом он указывал, что исправить ситуацию было бы нетрудно, соорудив вытяжку над плитой.

О том, какого уровня оборудование кухни достигло к концу XIX века, свидетельствует один пример, но пример выдающийся - знаменитый замок Нойшванштайн в Южной Баварии (Германия). Построенный в 80-х годах, он был оснащен по последнему слову техники. На кухне текла холодная и горячая вода. Автоматически запускались и вращались с желаемой скоростью вертела, на которых поджаривалась дичь. Благодаря поднимающемуся вверх горячему воздуху, шедшему от огня, над вертелом вращалась установленная в толстой дымовой трубе турбина, а ее движение через передачу сообщалось самому вертелу. Дым, исходивший от огромной плиты в центре обширной кухни и пропущенный под полом, обогревал помещение, а печной жар, вытягивавшийся через камин, одновременно высушивал посуду в специальной стойке, встроенной в стену рядом с печью. Все это совершенство функциониро вало два года - с 1884-го по 1886-й. Затем владельца замка - баварского короля Людвига II не стало... Но это другая история, о которой мы надеемся как-нибудь рассказать.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Кунсткамера»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее